Развитие изобразительного искусства в городе Харькове.

 

Академиком И.Саблуковым были основаны при городском Коллегиуме «прибавочные» художественные классы. Они имели огромное значение для развития художественной культуры на Слобожанщине, их существование на протяжении почти 25 лет в определённой мере обусловило тот факт, что когда в Харькове в самом начале XIX ст. В.Каразиным был основан первый на Украине университет, то в нём уже проводились занятия по живописи, рисунку и истории искусства высокообразованными художниками-преподавателями. Благодаря приобретению исключительной коллекции гравюр в университете было положено начало и организации музея, который со временем стал пополняться подаренными либо переданными по завещанию частными коллекциями. Так были заложены основы собрания музея изящных искусств Харьковского университета (1861), а со временем был открыт Харьковский городской художественно-промышленный музей (1886).

В художественной среде города сформировался целый ряд талантливых мастеров, среди которых выдающееся место принадлежит Д. Безперчему однокашнику Т. Шевченко по Академии художеств в Петербурге.

Именно ему выпало на долю стать учителем значительного количества известных мастеров, деятельность которых развернулась во второй половине XIX — в начале XX ст. Всё это подготовило почву для открытия в 1869 году в Харькове школы рисунка М.Раевской-Ивановой - своеобразного средоточия художественной культуры. Определённую роль в художественной жизни города во второй половине XIX ст. играла выставочная деятельность. Начиная с 1872 г., в Харькове экспонировались ежегодные выставки «Общества передвижников», несколько академических выставок, творческие достижения художников-харьковчан.

Именно в этот период в городе были установлены первый памятник Т.Шевченко (в саду дома Алчевских), а на Театральной площади — памятники А.Пушкину и Н. Гоголю, и т.д.

Продолжительное время существовало в Харькове Общество художников. Благодаря основанному в 1895 году Харьковскому Обществу любителей изящных искусств открывается художественное училище, где преподавали выпускники Петербургской Академии искусств. Наряду с этим в городе существовали несколько частных студий и живописно-декоративная школа под руководством Л.Тракала. Из неё вышел ряд художников, творчество которых приобрело популярность в 20-х годах XX ст., оно было связано с городом в течение долгого периода. После бурных событий 1917-1919 гг. Харьков стал первой столицей Украины, что в значительной степени способствовало? его развитию в качестве культурного центра. В искусстве этот период характеризуется особенным развитием агитационного направления и графики. Художники создают плакаты, листовки, расписывают агитпоезда. Они стремятся найти соответствующую времени новую стилистику через поиск выразительных экспрессивных форм. Так возникают декоративные панно, которыми украшают город к общественным и политическим праздникам, оформляют улицы и площади.

В 1921 году был открыт на правах вуза художественный техникум, в 1927 году - художественный институт, где преподавали ведущие мастера искусств. Вскоре талантливые выпускники института пополняют ряды мастеров изобразительного искусства Украины, процесс формирования которого в это время не только в Харькове, но и по всей стране приобретает новые качества. В искусстве возникают различающиеся по направлениям группы художников с весьма полярными программами. Борьба, которая идёт меж ними за приоритетность тех или иных взглядов на развитие современного искусства, способствует постепенному превращению этих группировок в организационные объединения единомышленников. Наиболее значительными стали среди них АХЧУ (Асоцiацiя художникiв Червона

Украiна), АРМУ (Асоцiацiя революцiйного мистецтва Украiни) и ОММУ (Об'еднання молодих митцiв Украiни). Эти объединения по своей сути также были неоднородны, каждое из них отстаивало правильность своих позиций, выплёскивая энергию в идейно-творческих дискуссиях, в организации программных выставок. Характеризуя художественную жизнь этого периода, нельзя обойти эстетическое воспитание широких кругов населения через создание художественных студий. Значительное внимание в этом вопросе следует уделить детской студии, которая существовала при Дворце пионеров с 1935 года. Высокий уровень преподавательской деятельности, непосредственный контакт с творцами-художниками сыграли свою роль в раскрытии способностей молодого поколения будущих мастеров. Из студийной среды в украинское искусство впоследствии вошли таланты, определившие целую эпоху, отсчёт которой ведётся с конца 1940-х — начала 50-х годов.