Логический топ представляет собой отношение между понятиями или высказываниями, посредством которого делается ход мысли.

С любой парой понятий, которые соотнесены как род и вид, можно оперировать строго определенным образом. Действительно, всякое рассечение является убиением, следовательно, если некое живое существо рассечено, то оно убито, но не наоборот. Кроме того, сущность рассечения (вида) и убиения (рода) состоит в том, что разрушается и прекращает существовать некое целое, поэтому рассечение входит как вид в убиение, убиение входит как вид в уничтожение, уничтожение входит как вид в смерть или прекращение бытия.

Разделение логического и содержательного топов необходимо.

Содержательный топ сохраняется независимо от способа истолкования отношений между его частями.

Так, в выражениях “рассекать значит убиватъ”; “рассекать не значит убивать”; “где рассечение, там u умерщвление”; “когда рассекают, умерщвляют”; “рассечение подобно умерщвлению”; “рассечение хуже умерщвления” и т. п. содержательный топ как сочетание самих понятий “разделение” и “убийство” сохраняется, но изменяется форма отношениямежду подлежащим исказуемым, то есть логический топ.

 

Поэтому в зависимости от того, какой логический топ мы включим в содержательный, мы получим

(1) различное соотношение ценностей;

(2) различные возможности построения умозаключения с использованием данного содержательного топа;

(3) различный состав аргументов, для которых данный содержательный топ будет основанием.

Но при этом сам состав ценностей сохранится.

Так, принципиально различными будут мировоззренческие позиции авторов каждого из следующих утверждений:

§ “Нравственные принципы выше материальных интересов.”

§ “Материальные интересы выше нравственных принципов.”

§ “Нравственные принципы суть материальные интересы.”

§ “Материальные интересы суть нравственные принципы.”

Содержательный топ: моральные интересы и нравственные принципы (ключевые слова-понятия)

 

Утверждения каждого из них определенным образом несовместимы с утверждениями других; но всем им будет трудно говорить о нравственности с человеком, которому вообще не приходит в голову соотнести нравственные принципы с материальными интересами.

Число логических топов ограничено, и в совокупности они образуют своего рода алфавит смысловых отношений.