В классических риториках, и в частности, в русских риториках приняты схемы построения аргументации, которые называются хриями.
Хрии бывают двух видов –
ü простые
ü и искусственные, или обращенные.
В простом рассуждении семь частей (иногда восемь).
Начало. Предложение: Мщение есть страсть низкая и вредная.
Середина: 1) Причина:
Ибо делать зло ближнему значит унижать достоинство человека ко вреду собственному.
2)Противное:
Напротив, прощать обиды есть подвиг души прекрасной и великой.
3) Подобие:
Так пчела, отметив обиду, сама лишается жизни.
4) Пример:
Часто друг, мстя другу за легкую обиду, лишается жизни или подвергается строгости законов.
5) Свидетельство:
Слова Озерова: "Дух кроткий их (обиды) простит, великий забывает."
Конец. Заключение:
Итак, удаляйте от сердца страсть мщения....
Протазис - предложение как начало в простых рассуждениях, главная мысль высказывания, содержащая название предмета обсуждения.
С ино н и м: предложение.
Акциология(причина) - элемент рассуждения, довод, указывающий на основание предложения.
Контрариум (противное) - элемент рассуждения, противоположный протазису по смыслу.
Пример- указание лица или происшествия, события, которое служит доказательством предложению (протазису) или его причине.
Сравнение- элемент рассуждения, довод, объясняющий протазис, или указание его причины через сравнение, уцодобление.
Свидетельство - приведение слов из авторитетного источника в подтверждение протазиса или для указания его причины.
Заключение хрии - завершающий элемент рассуждения, который усиливает смысл протазиса, повторно и более энергично выражающий ту же мысль.
Смысл хрии как квазилогической схемы в том, чтобы представить для всякого положения основные способы обоснования.
Хрия была разработана на опыте ораторской прозы и гомилетики и приспособлена для педагогических целей - обучить школьника изобретению полного состава доводов и их расположению в наиболее целесообразном порядке.
Постепенно хрия стала восприниматься как обязательный стандарт построения аргументации без учета содержания высказывания, конкретного замысла и характера аудитории, что привело к абсолютизации хрии в руководствах по риторике и, естественно, к злоупотреблениям, которые стали обозначаться как "риторический стиль" или просто "риторика".
Критики риторики в первой половине девятнадцатого века особенно яростно нападали на хрию, отвергая при этом и сами принципы риторики. Авторы некоторых риторик под воздействием критики пытались заменить хрию логическими схемами. В результате из риторики было вовсе устранено представление о квазилогических схемах аргументов, а риторическая аргументация была сведена к научной.
Лишенная одной из кардинальных своих идей, риторика утратила смысл и как учебный предмет.
Между тем, состав способов обоснования положения ограничен, для согласия и присоединения недостаточно логического выведения положения из посылок, потому что согласие основано на оценке приемлемости доводов, правдоподобия фактов и реалистичности предложений, а присоединение - на доверии ритору и готовности сотрудничать с ним.
Всякое предложение мы рассматриваем с точки зрения его оснований, сопоставления с прецедентами, совместимости с другими предложениями или решениями, возможных последствий, анализа конкретных обстоятельств, делающих предложение оригинальным и сопоставимым, авторитетных суждений и, наконец, ценностей, во имя которых решение принимается.
Вот почему хрия как принцип сохраняет свое значение, тем более что она отражает многовековой опыт аргументации.
Другое дело, что состав и в особенности последовательность элементов хрии не следует рассматривать как обязательные и пригодные для любого положения - способы обоснования положения определяются исходя из ситуации, конкретной задачи и вида речи, а последовательность аргументации определяется относительной значимостью или силой доводов для конкретной аудитории.
* Здесь и далее звездочкой (*) отмечены ненормативные формы.