Топ представляет собой положение, которое рассматривается как правильное или истинное и является основанием аргумента.

Например: “Чего ищет наука в неизмеримом пространстве вселенной и в тайных хранилищах природы человеческой? — Истины. Утвердите, что нельзя найти ее, вы поразите науку смертельным ударом.”

Топы, входящие в умозаключение:

1. цель науки — истина,

2. наука существует как целесообразная деятельность (наука существует, поскольку она ищет истину.

Таким образом, мысль о цели науки оказывается истинной.

Топы обычно опускаются в рассуждениях именно потому, что представляются общеизвестными, самоочевидными и не требующими обоснования.

Топ является ценностным суждением ивыступает как критерий приемлемости умозаключения независимо от его логической правильности.Согласие принять доводы основано на принятии топов.

 

“Топосы (буквольно “места”) — это те или иные факты жизни и мысли, которые способны сделать нашу мысль вполне убедительной, несмотря даже на материальную нелепость или просто непонятность. Так, суровость законов смягчается благодаря топосу о каком-нибудь обстоятельстве (невменяемость, самооборона, нарушение договора и т.п.).

Но на самом деле истинность или правильность топа далеко не всегда являются очевидными и бесспорными. Поэтому при построении и при анализе аргументации важно понимать, какие именно общие места лежат в ее основании.

Топосы подразделяются на

общие и частные,

внешние и внутренние.

Общим топосом называется идея, правило или отношение, которые принимаются в аргументации и не нуждается в обсуждении.

Например,

ü целое больше части,

ü любое событие происходит в некотором месте и в некоторое время,

ü ум - хорошо, а два - лучше,

ü закон должен быть справедливым.

Частный топос - идея или правило, которое признается не обязательно, не всеми и не всегда, например,

ü "знание выше успеха",

ü "человек создан для счастья",

ü "бытие определяет сознание" и т.п.

Топос выражается или содержится

ü в пословицах и поговорках,

ü в законах,

ü в догматических положениях религиозных вероучений,

ü в высказываниях авторитетных лиц,

ü в художественных произведениях,

ü в философских и научных сочинениях,

ü в других произведениях слова - существует множество способов выразить общее место.

Но в каждом таком произведении общий топос превращается в частный, так как обычно оказывается

ü либо конкретным суждением,

ü либо иносказанием,

ü либо высказыванием с неопределенным смыслом:

"Цыплят по осени считают",

"Служить бы рад - прислуживаться тошно".

Конкретное выражение топоса не позволяет представить его содержание достаточно определенно.

Кроме того, в каждой формулировке топоса содержатся разнородные по смыслу элементы - соотнесенные смысловые категории («служить / прислуживаться») и само отношение этих категорий (противоположное). Поэтому в риторике выделяются

Итак, топы различают по иерархии: