Марсель Мосс (1872—1950)— ученик Дюркгейма, преемник и руководитель его Школы; разработал и реализовал целостный социологический подход к проблемам антропологии. Морис Хальбвакс (1877—1945)— виднейший представитель школы Дюркгейма, проводил эмпирические исследования современного буржуазного общества. Селестен Бугле (1870—1940), Жорж Дави, Александр Море, Франсуа Симиан — активные деятели Школы.
1 Этот "его демарш сравним с демаршем Конта" в "Системе позитивной политики" последнего, отметил Р. Арон [1, с. 344].
Учебный курс
Проблемы консолидации французского общества, потрясенного войной, оставались для социологии центральными в период между Первой и Второй мировыми войнами. Насущными они были для школы Дюркгейма и как научно-исследовательские, и как жизненные для нее самой: многие ее сторонники погибли на войне, в том числе сын Дюркгейма, а после кончины учителя (1917) стали ослабевать связи между его последователями, оживились нападки противников. Тем не менее происходила определенная ин-ституционализация дюркгеймовской школы в 1920-е гг. Эмпирические исследования оживились в начале 1920-х гг., а к 1930-м гг. произошло их затухание. Был возобновлен, затем прекращен выпуск журнала L'Annee sociologique.
Преемником Дюркгейма по руководству школой стал его ученик Марсель Мосс. Он был главным редактором основного журнала школы L'Annee sociologique, издателем посмертных сочинений Дюркгейма. Мосс продолжил и развил то направление исследований, которому его учитель посвятил последнюю книгу: нравы дописьменных народов, образующие фундамент общества, совместной жизни людей. Мосса особенно интересовали обычаи, которые обеспечили переход архаических обществ (кланов, племен) от вражды и войн к дружбе и общим праздникам. Эта проблема находится в центре его работы "Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах" (1925).
Названную работу Мосс рассматривал не только как результат, но и как модель будущих исследований. Ее методологический смысл он видел в особом эвристическом принципе изучения объектов, который он характеризует как общесоциологический принцип (мы бы сказали, социетальный). "Все изученные нами факты являются, если позволено так выразиться, тотальными или общими социальными фактами... Все эти явления суть одновременно явления юридические, экономические, религиозные и даже эстетические, морфологические и т.д." [8, с. 217]. Это целостности, целые социальные системы. Рассматривая их, мы постигаем больше, чем идеи или правила, — мы познаем людей, группы и их поведение. Мы воспринимаем людские множества и те движущие силы и чувства, которые возникают в их среде. И вообще, надо действовать как историки: наблюдать то, что дано. А дано конкретное целое. Поэтому "после того, как социологи по необходимости слишком много разделяли и абстрагировали, им надо постараться вновь воссоздать целое" [Там же, с. 219].
3. Школа социологизма и соединение теории с эмпирическими исследованиями
Пример целостного подхода Мосс демонстрирует, описывая даркак форму и основание обмена в архаических обществах. В духе Дюркгеима, предмет исследования определяется весьма четко: во многих цивилизациях обмены и договоры осуществляются в форме подарков, теоретически добровольных, а в действительности же обязательно вручаемых и возмещаемых. Это повсеместно распространенный и целостный, интегрированный предмет. Он изучен методом точного сравнения: в строго определенных ареалах и т.д.
В итоге автор обнаружил следующее. "Общества прогрессировали в той мере, в какой сами они, их подгруппы и их индивиды могли стабильно давать, получать и, наконец, возмещать" [Там же, с. 221]. Чтобы торговать, потребовалось научиться отводить в сторону копья. Постепенно люди научились защищать свои интересы, не прибегая к оружию. "Это предстоит сделать завтра в нашем так называемом цивилизованном обществе" [Там же, с. 221—222].
К сожалению, люди 20—30-х гг. XX в. не сумели это сделать и всего через два десятилетия пришли к еще более истребительной Второй мировой войне. Сформулированная Моссом задача вновь обострилась на рубеже XX—XXI вв. Еще более актуальной становится ныне проблема разработки и применения целостного, со-циетального подхода к объектам, поиска и исследования таких объектов, которые наблюдаются в разных, в том числе конфликтующих обществах и цивилизациях, в то же время имеют общественно-интегрированный характер.
Другим выдающимся учеником Дюркгеима, который внес значительный вклад в развитие эмпирической социологии между войнами, был Морис Хальбвакс. Профессор университетов Страсбурга, Сорбонны, Колледж де Франс; участник Сопротивления, он погиб в Бухенвальде (март 1945 г.).
Эмпирические исследования ученый начал еще перед Первой мировой войной. Его докторская диссертация была во Франции первой, основанной на прямом наблюдении современных фактов, — можно сказать, работой по прикладной социологии. И в Целом для работ Хальбвакса характерно использование количественных данных, соблюдение требований достоверности и полноты. Это прослеживается уже в первой его крупной работе "Рабочий класс и уровни жизни" (1913), которую он впоследствии, проведя повторное исследование, дополнил и переработал, выпустив в 1933 г. под заглавием "Эволюция потребностей трудя-
Учебный курс
щихся классов" [19]. Количественные методы он применял и при изучении социальных проблем народонаселения.
Хальбваксу была свойственна также глубокая социально-философская рефлексия, воспринятая еще от общения с Бергсоном и проявлявшаяся в интересе к качественному анализу. Показательна его подытоживающая монография "Социальная морфология" (1938): первая ее часть посвящена социальной морфологии в широком смысле (религиозная, политическая и экономическая морфология), а вторая часть — морфологии в точном смысле, используемом в науке о населении [20].
Таким образом, позиция Хальбвакса флуктуировала между двумя методологическими полюсами: преимущественно натуралистическим и релятивистским пониманием социального. Эта флуктуация прослеживается при сопоставлении ранних и более поздних его работ, опубликованных на русском языке в сборнике под названием "Социальные классы и морфология" [13].
Даже этот небольшой сборник демонстрирует весьма широкий круг исследовательских интересов Хальбвакса: классы, потребности и стили жизни; коллективная психология; социальная морфология; теория и методы социологии, включая статистические. Помимо того, в поле его внимания постоянно находились проблемы экономики, демографии, социальной истории, истории идей.
Многие факты и мысли, содержащиеся в его работах, сохраняют актуальность и в наши дни, а некоторые из них заслуживают нового осмысления. В том числе по проблемам классовой структуры, в особенности по проблеме среднего класса.
Характерно название одной из первых работ Хальбвакса по этой тематике: "Замечания к социологической постановке проблемы классов" (1905). Автор начал с критической оценки односторонних подходов к проблеме в работах немецких экономистов: К. Бюхера, В. Зомбарта, Г. Шмоллера. Далее он позитивно использовал данные пионерного эмпирического исследования лондонского рабочего класса, проведенного Чарльзом Бутом1, а также данные, содержащиеся в работе Т.Веблена "Теория праздного класса". Суть собственной позиции Хальбвакса состоит в утверждении социологического подхода к пониманию класса как многомерной, "конкретной и живой", реальной социальной группы.
1 Характеристика этого исследования дана в разд. II учебного курса.
3. Школа социологизма и соединение теории с эмпирическими исследованиями
В качестве исходного и главного отмечается тот факт, что класс как социальная группа с определенной интенсивностью представлен в общественном сознании. Признаками класса, содержащимися в коллективном представлении, служат: профессиональная организация данной группы; размер зарплаты тех, кто относится к низшим группам (наемных рабочих), и величина расходов тех, кто относится к средним и высшим группам; профессиональные и иные способности, стиль жизни ("манера жить"), самочувствие людей, принадлежащих каждой группе. Такое представление есть объективный социальный факт.
Интенсивность этого факта означает сознание степени принуждения, исходящего от класса по отношению к его членам: насколько велика его устойчивость, "чтобы чаще всего удерживать индивида в том классе, в котором он родился, чтобы вживить в него привычки и способ видения его класса" [Там же, с. 45]. Она включает два аспекта: первый — сила ощущения различий между своим и другими классами; второй — степень ясности своей принадлежности к определенному классу. Интенсивность второго аспекта значительно повышается благодаря формированию его собственной организации (например, профессиональной). "Но в тех случаях, когда классы не имеют организации, а расхождение между ними значительно, принуждение исходит не от данной группы, а от соседних: высшей или низшей" [Там же, с. 46].
После Первой мировой войны в статье "Материя и общество" (1920) Хальбвакс развил понимание рабочего класса как такой социальной группы, которая отчуждена от остального общества стеной своего материального труда. К тому же каждый рабочий изолирован от своих товарищей, поскольку он целиком погружен в обработку материальных предметов, особенно в условиях тейлоровской системы организации труда. Труд рабочего остается индивидуальным, в нем нет "ни одной грани, которая отразила бы социальную деятельность, то есть ту, в которой общество узнает себя" [Там же, с. 88]. Иными словами, проблема консолидации общества стала еще острее.
Одной из последних работ Хальбвакса по этой проблеме стала статья "Характеристики средних классов", появившаяся накануне Второй мировой войны (1939). На первый взгляд, он ставит формальный вопрос: сколько классов должно быть в обществе для его нормального функционирования? И сразу дает ответ, противо-
Учебный курс
положный марксизму: "во все времена, при всех состояниях цивилизации существовали не только высший и низший классы, но также один или несколько промежуточных" [Там же, с. 90].
Как же определить этот промежуточный или средний класс (или классы)? Хальбвакс приводит определение, принадлежащее его покойному другу, социологу Франсуа Симиану: это люди, имеющие средние доходы и занимающие промежуточное положение между высшим классом и рабочими и служащими. Это верное, но описательное определение, включающее разнородную массу людей, лишенную общего сознания. Сюда входят ремесленники, средние и мелкие комерсанты, средние и низшие категории служащих и чиновников. Хальбвакс ссылается на данные эмпирических исследований среднего класса, проведенных немецкими социологами в начале 1930-х гг.1
В действительности, как показывает Хальбвакс, их объединяет характер способов труда и его предмета. "Их деятельность — прежде всего техническая, предполагающая практическое знание некоторого числа правил, точное, верное их исполнение, но не более того" [Там же, с. 99]. Под техникой понимается ряд предписаний и правил, технических операций, единообразно применяемых ко всем случаям взаимоотношений с теми, кто к ним обращается. Соответственно их клиенты — индивиды и группы — предстают как совокупности идентичных единиц, с которыми можно обращаться как с материальными вещами.
Иными словами, между инертной материей и людьми как личностями существует промежуточная область деятельности, в которой люди, а еще более группы, предстают отчасти в материальной форме. Работающие в этой области, естественно, занимают промежуточное положение между классами буржуазии и рабочих. Он и образуют средний класс. В одних отношениях он близок к буржуазии, в других — к рабочим. Двойственны и его функции. Он замечательно адаптируется к изменениям и выживает в условиях кризисов. Но он не обладает инициативной ролью в эволюции. Это не доминирующий, а доминируемый класс.
Отсюда читатель статьи Хальбвакса сам мог сделать вывод, что и со средним классом трудно связывать какие-либо надежды на консолидацию общества.
1 Одно из таких исследований представлено в разд. III учебного курса.
3. Школа социологизма и соединение теории с эмпирическими исследованиями
Таков реализм социологического подхода к проблеме консолидации французского общества между мировыми войнами.
В числе других деятелей школы Дюркгейма, использовавших подходы и методы эмпирической социологии, были Жорж Дави и Александр Море, опубликовавшие в 1923 г. книгу "От кланов к империям: социальное устройство у первобытных народов и на Древнем Востоке" [16]. Селестен Бугле в 1922 г. издал свои "Социологические лекции об эволюции ценностей" [14]. Проводились эмпирические исследования в смежных с социологией областях. Так, автором ряда образцовых эмпирических исследований социально-экономических проблем был Франсуа Симиан [21].
Добавим, что после смерти Дюркгейма активизировались его противники, прежде всего приверженцы Ле Пле. Среди оппозиционеров были П. Бюро [15], М. Декан [17].
Постоянными оппонентами социологизма были основатели и продолжатели социально-психологической традиции эмпирических исследований. Объектами их наблюдений служили массовые движения и действия. Они использовали преимущественно неформализованные непосредственные наблюдения. Но при этом для них оказалась трудной проблема обоснованных обобщений. У исследователей возникла склонность объяснять факты массового поведения биологическими инстинктами.
Одним из основателей социальной психологии стал Гюстав Лебон (1841 — 1931). Объектами его исследований были: Французская революция, социалистическое движение, организация образования, колониальная политика и др. Он пытался обосновать фундаментальную роль эмоций в общественной жизни, в противовес рациональности как менее значимой. Доказывал решающую роль механизмов повторения и заражения, биологических инстинктов в массовом распространении идей. Изучал свойства толпы, предложил типологию толп.
Другим ведущим представителем эмпирической традиции во французской социальной психологии был Габриель Тард (1843— 1904). Он предложил ряд эмпирических индикаторов и квалифицированных показателей массового поведения, позволяющих верифицировать теоретические обобщения.
Теории социального взаимодействия и культурной диффузии Тарда оказали определенное влияние на Чикагскую социологическую школу, а также на развитие субъективной социологии в России.
Учебный курс