Фактов истории

Герберт Спенсер (1820—1903)— один из крупнейших мыслителей XIXв.; на­ряду с О. Контом основоположник социологии как научной дисциплины, созда­тель ее органической школы; впервые построил социологическую концепцию с помощью системы фактов истории.

Жизнь и творчество Герберта Спенсера хорошо описаны в монографиях и учебниках (см., например: [2]). Мы сосредоточим внимание лишь на одном, главном для нас вопросе: как относился один из создателей социологии к эмпирическим данным, какую роль они играли в его теоретических построениях.


Учебный курс

Спенсер встречался с Контом и воспринял от него термин "социология" как удобный и содержательный [5, т. 2, с. I]. Он высоко ценил "Систему логики" Милля, был в контактах с ним, особенно в последние десять лет его жизни. Первой книгой Спен­сера была "Социальная статика" (1850). Но свой главный социоло­гический труд — трехтомик "Основания социологии" — он созда­вал, уже имея за плечами "Основные начала" своей синтетической позитивистской философии (1862). В этом основополагающем философском труде ученый показал, что функция научного зна­ния состоит в расширении и частичной систематизации фактов обыденного опыта.

Частичность систематизации означает, что каждая наука делает это в отношении своего частного предмета. Образец выполнения этой функции демонстрировала в то время биология. Появление "Происхождения видов" Ч. Дарвина (1859) сделало этот образец бесспорным. Крупные достижения имела и историческая наука. Наиболее значительным событием в этой области стал двухтом­ный труд Генри Томаса Бокля "История цивилизации в Англии", опубликованный в 1858—1861 гг. В ней автор собрал и системати­зировал огромное количество фактов, на основании которых по­строил свою концепцию английской цивилизации. Рассматривая вспомогательные средства изучения истории, он ссылался и на данные социальной статистики, прежде всего на "Социальную физику" А. Кетле [1, с. 10—12].

Таким образом, Спенсер не умозрительно вывел, а вовремя фиксировал функцию, уже выполняемую наиболее развитыми областями науки. Однако полная систематизация фактов, по Спен­серу, составляет функцию филосрфии. Воплощение этой функ­ции Спенсер и считал своей жизненной задачей. Он успел осуще­ствить свое призвание лишь в отношении органического мира, вернее, трех его областей: создал фундаментальные труды — "Ос­нования биологии" (1864—1867), "Основания социологии" (1876— 1896), "Основания психологии" (1879—1893). Каждый из этих трудов опирается на множество фактов, систематизированное осмысле­ние которых создавало впечатление достаточной полноты.

Подготовку "Оснований социологии" Спенсер также начал со сбора обширного числа фактов человеческой истории, развития различных обществ, культур. Он составил план работы и вырабо­тал таблицы для собирания фактов. Для помощи в поиске фактов


6. Социологический эволюционизм и эмпирические исследования

и заполнении таблиц он нанял квалифицированного секретаря. Все материалы распределялись по трем большим отделам: 1) не­цивилизованные общества; 2) цивилизованные общества, уже угасшие или пришедшие в упадок; 3) цивилизованные общества, существующие в настоящее время. Материалы издавались отдель­ными выпусками под общим названием "Описательная социоло­гия". В 1871—1880 гг. появились восемь выпусков: "Англия", "Низ­шие расы", "Африканские народы", "Азиатские народы", "Аме­риканские цивилизации (угасшие)", "Франция", "Американсие народы", "Материалы для России".

Каждый выпуск включал "ряд таблиц, вмещающих в себя фак­ты в сокращенном выражении и под известными рубриками, и затем множество цитат и вьщержек из источников, размещенных в том же порядке и имеющих в виду подтвердить и дополнить содержащееся в таблицах" [6, с. III]. Таблицы были синхронно-диахронными, т.е. позволяли видеть и одновременность, и после­довательность приведенных фактов. Типовая структура таблиц, их деление на хронологические этапы и тематические рубрики схе­матически представлены ниже (табл. 6.1). Публикация "Описатель­ной социологии" имела целью "снабдить изучающего социальную науку данными, которые должны иметь такое же значение по от­ношению к выводам социолога, какое указание строения и от­правлений различных типов животных имеет для заключений био­лога" [Там же].

Помимо таблично систематизированных фактов, Спенсер при подготовке "Оснований социологии" использовал большое ко­личество разрозненных фактов, накопившихся за 25 лет его инте­реса к социальным проблемам. «Фактов, — пишет Спенсер в "Ав­тобиографии" (1904), — набралось так много, что они почти по­давляли меня... Предположим, мне нужно было подготовить часть "Первобытные идеи". Для этого я прочитывал все мои выдержки относительно некультурных и полукультурных племен, разбитые на группы: "Суеверия", "Обряды" и т.д. При чтении я отмечал факты, имеющие значение для меня, и мой секретарь вырезал их. Затем вырезки прибавлялись к куче заранее накопленных фактов, после чего вся масса вновь классифицировалась... Намечались гла­вы: "Идеи о снах", "Идеи о смерти и воскресении", "Идеи о загробной жизни" и пр.» [5, с. 126].


Учебный курс

Таблица 6.1 Типовая схема фактологических таблиц Спенсера

 

Рубрики фактов* I До Р.Х.- 420 г.н.э. II 449-1066 III 1066- IV 1307-1530 V 1530- VI 1688- VII 1815-
1. Разделение труда 2. Организация труда 3. Семейные законы — супружеские 4. Семейные законы — сыновние 5. Политический строй 6. Законы уголовные, гражданские и промышленные 7. Общий строй 8. Местное управление 9. Военный строй 10. Церковный строй 11. Профессии 12. Добавочные учреждения            

* В таблице для примера приведены первые 12 рубрик из 33. Перечень других рубрик: 13. Погребальные обряды; 14. Законы общественных сношений; 15.Нравы и обычаи; 16. Эстетические чувства; 17. Нравственные чувства; 18. Религиозные идеи и суеверия; 19. Знание; 20. Язык; 21. Распределение; 22. Обмен; 23. Производство; 24. Искусства; 25. Зем­леделие, скотоводство и т.д.; 26. Общественные работы; 27. Жилиша; 28. Пища; 29. Одежда; 30. Оружие; 31. Утварь; 32. Эстетические произведения; 33. Прибавления.

Нетрудно заметить, что здесь Спенсер раскрывает личную тех­нологию систематизации социальных фактов и их включения в свою общую концепцию, точнее — конструирования на их осно­ве своего рода теорий среднего уровня, связывающих факты и общую концепцию. (Заметим, что свою обширную "Автобиогра­фию" — "A natural history of myself — Спенсер завещал опублико-


6. Социологический эволюционизм и эмпирические исследования

вать лишь после его смерти.) В данном случае речь идет о первой части "Оснований социологии", точнее, о главах: VIII,X, XII,XIV — они имеют те же названия, которые упомянуты автором [7].

Становится понятным, почему первая часть "Оснований со­циологии" называется "Данные социологии":в ней действительно аккумулированы и на среднем теоретическом уровне осмыслены имевшиеся у Спенсера эмпирические данные, социологически зна­чимые исторические факты. А вторая часть имеет название "Индук­ции социологии",т.е. теоретические обобщения более высокого, общесоциологического уровня: здесь речь идет уже об обществе как целостном организме, его строении, функциях, метаморфо­зах и т.д.

На этом общесоциологическом, а также социально-философ­ском уровне обобщений многие исходные факты как бы испаря­ются, становятся невидимыми глазу читателя, а другие приводят­ся без указания источников. В предисловии к первому тому "Осно­ваний социологии" Спенсер пояснял, что считает бесполезным обременять страницы этого сочинения сносками, отвлекающими внимание читателя. А интересующиеся могут разыскать источники в "Описательной социологии", где собраны и классифицированы те факты, на которые опираются выводы, сделанные в "Основа­ниях социологии" (см.: [Там же, т. 2, с. II]).

Как отметил историк британской социологии Филип Абраме, Спенсер не ставил на первое место интересы формальной социо­логии и не слишком строго применял свою теорию стадий соци­ального развития. Это видно на примере "Описательной социоло­гии" — "энциклопедии социальных фактов" [9, р. 72].

Спенсер сделал значительный шаг вперед, по сравнению с Контом, в реализации позитивистского требования соотносить теоретические обобщения с эмпирическими фактами. Он воспри­нимал факт уже не как интуитивно наблюдаемую реальность лю­бого масштаба, а как конкретное явление или событие, фиксиро­ванное в письменном тексте, которое можно подвергнуть необхо­димой качественной обработке и полуформализованной система­тизации. При этом необходимо большое количество однородных фактов, хотя не уточняется, какое именно, чтобы получить на­дежные индуктивные обобщения, которые, в свою очередь, про­веряются путем их соотнесения с более общими положениями, полученными с помощью дедукции. Тем самым проверяются и эти дедуктивные положения.


Учебный курс

Такой методологический подход, реализованный в цикле фунда­ментальных трудов, сопровождаемых тысячами фактов, был убеди­тельным для многих читателей трудов Спенсера. Он имел поклонни­ков и последователей не только в Англии, но и в других странах Европы. В России его труды переводились очень быстро, что привело Спенсера в восторг: "Какой это передовой народ!" [5, с. 123].

После смерти Спенсера его популярность стала быстро умень­шаться. Это было во многом связано с новым этапом в развитии социологии — этапом массовых социологических обследований, которые требовали производства эмпирических данных с помо­щью новых, собственно социологических методов.

Литература

1. Бокль Г.Т. История цивилизации в Англии: Пер. с англ. Т. 1,2. СПб., 1906.

2. Ковалев АД. Эволюционная социология Г. Спенсера: первый опыт систем­ного подхода // История теоретической социологии / Отв. ред. Ю.Н. Давыдов. Т. 1.М., 1997.

3. Милль Дж.Ст. Система логики силлогистической и индуктивной: Изложе­ние принципов доказательства в связи с методами научного исследования / Пер. с англ. под ред. В.Н. Ивановского. М.: Магазин "Книжное дело", 1900.

4. Милль Дж.Ст. Система логики силлогистической и индуктивной // Запад­но-европейская социология XIX века: Тексты: Пер. с англ. М., 1996.

5. Спенсер Г. Автобиография. Сокращенное изложение AT. Коротнева. СПб., б.г.

6. Спенсер Г. Описательная социология, или Группы социологических фак­тов, классифицированных и распределенных Г. Спенсером / Пер. с англ. под ред. И.В. Лучинского. Киев, 1878.

7. Спенсер Г. Основания социологии: В 2 т. СПб., 1876—1877.

8. Спенсер Г. Сочинения // Пер. с англ. под общ. ред. Н.А Рубакина. Т. VII. Об изучении социологии / Пер. М. Гольдсмит. Киев; СПб., б.г.

9. Abrams Ph. The Origins of British Sociology: 1834-1914. Chicago; L., 1968.

10. Comte A. Lettres d'Auguste Comte a John Stuart Mill, 1841—1846. Paris, 1877.