Потребность новой эпохи в социологам

Социология как специализированная область научного знания возникла в середине XIX в., точнее — в 20-х—70-х гг. этого столетия. Этот первый этап ее становления олицетворяют Огюст Конт, Гер­берт Спенсер, Карл Маркс. Он был этапом ранней теоретической классики в социологии. Второй, завершающий этап ее становления и начало ее институционализации охватывает период с 80-х гг. XIX в. до Первой мировой войны. Он запечатлен в произведениях Фер­динанда Тенниса, Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера. Это этап ран­ней теоретико-методологической классики. Третий этап образует зрелая теоретико-методологическая классика. Она представлена в трудах русского и американского социолога Питирима Сорокина, американских социологов Талкотта Парсонса, Роберта Мертона, ряда французских, английских, немецких социологов, работавших в период от Первой мировой войны до 70-х гг. XX в. Период с 1980-х гг. до настоящего времени можно охарактеризовать как четвертый, постклассический или современный этап.

Не случайно, что социология возникла в середине XIX в. в культурно и экономически наиболее развитых странах Западной Европы: Франции, Англии, Германии. Именно в этих странах в то время шло интенсивное становление и развитие основ раннего буржуазного общества. Формировались по-новому дифференци­рованная структура этого общества и механизмы его становления, воспроизводства и изменения. На арену активной общественной жизни вышли иные социальные силы или субъекты, в том числе массовые (профессиональные союзы трудящихся, политические партии и движения), которые нуждались в ясном понимании слож­ных, подчас революционных процессов. Вспомним европейские революции 40-х гг. XIX в.

Понимание структуры и динамики буржуазного общества тре­бовало новых знаний, способных удовлетворить такую потреб­ность. До появления социологии имелись два вида знаний об об­ществе, которые существовали независимо друг от друга: фило­софское и эмпирическое.


/. Западноевропейские школы эмпирической социологии как предмет изучения

Философское знание об обществе (социальная философия) возникло еще в Древнем мире и быстро развивалось в Новое вре­мя. Почвой для этого стало ускорившееся с XVII в. утверждение буржуазных отношений в передовых странах Европы. Томас Гоббс и Джон Локк в Англии, Шарль Монтескье и Жан-Жак Руссо во Франции создали социально-философские и политические кон­цепции, в которых верно схвачена социальная тенденция новой эпохи. Центром этих концепций стал рядовой человек Нового вре­мени как субъект становления нового общества. Это уже не под­данный короля или царя, а гражданин, обладающий неотъемле­мыми правами и свободами. Его отношения с другими граждана­ми, равными ему по этим правам и свободам, образуют граждан­ское общество. Как члены этого сообщества они заключают "обще­ственный договор" с государством: делегируют ему часть своих прав в обмен на защиту своих гражданских прав и свобод.

Но эти и подобные им концепции выражали лишь начальные, недостаточно дифференцированные состояния раннелиберально-го общества. К тому же они были обоснованы лишь теоретически, а не эмпирически.

Эмпирическое знание того времени об обществе возникло для решения практических задач. В Англии XVII—XVIII вв. это была "политическая арифметика", которая использовала количествен­ные методы для изучения причин и тенденций смертности, ана­лиза результатов первых переписей населения (Дж. Граунт, В. Пет-ти, Э. Галлей). В Германии подобный статистический анализ осу­ществляло так называемое "государствоведение", т.е. учение о мас­совых явлениях и фактах жизни государства. Во Франции к началу XIX в. сложилась традиция социально-статистических исследова­ний. Такого рода эмпирическое знание было еще далеко от соци­альной теории. Но оно стало важной предпосылкой возникнове­ния социологии — эмпирической л/>едсоциологией.

Таким образом, социология возникла в ответ на двоякую по­требность социальных субъектов Нового времени: в синтезирую­щем знании о новом обществе как целостном объекте, который возникает в результате действий множества субъектов; в таком специализированном знании, которое соединяет теорию с эмпи­рическим обоснованием и позволяет субъектам достигать практи­ческих успехов. Эта потребность имела интернациональный ха­рактер. Поэтому ее основателями и ранними теоретическими клас-


Учебный курс

сиками стали крупнейшие мыслители различных стран: Франции, Германии, Англии. Затем география социологии стала быстро рас­ширяться.