Карл Маркс (1818—1883)— основоположник марксизма и его радикальной социологии; обосновал методологию взаимодополнения социальной теории и эмпирических данных. Фридрих Энгельс (1820—1895)— один из основателей марксизма, автор первого эмпирического исследования с позиций радикальной социологии.
Карл Маркс сформировал свою социологическую концепцию, а Фридрих Энгельс провел первое эмпирическое исследование рабочего класса непосредственно вслед за выходом последних, социологических томов "Курса позитивной философии" Огюста Конта. Это свидетельствует об интенсивной продуктивности методологии марксистского радикализма, но и несет в себе самоограничение, вплоть до самозакрытия, когда дело доходит до применения этой методологии в эмпирическом исследовании.
Хорошо известно, что несмотря на негативное отношение к термину "социология" в позитивистском его смысле, Карл Маркс методологически был ориентирован на взаимодополнение и взаимообоснование социальной концепции и эмпирических данных. Он неоднократно использовал в своих произведениях личные наблюдения, подготовил "Анкету для рабочих" (1880) [3]. Но не провел ни одного крупного эмпирического исследования.
10. Становление традиции теоретико-эмпирических исследований
Напротив, Фридрих Энгельс, соратник Маркса, охотно уступавший ему пальму первенства в разработке теории, стал автором первого эмпирического социального исследования, выполненного с позиций марксизма, хотя еще и не вполне зрелого — "Положение рабочего класса в Англии. По собственным наблюдениям и достоверным источникам" (1845) [8]. По сути, оно стало первым теоретически ориентированным эмпирическим исследованием вообще и положения рабочего класса в Англии в особенности.
Назовем основные его темы: промышленная революция и промышленный пролетариат; большие города и конкуренция; ткацкая и другие отрасли труда; горнопромышленный и сельскохозяйственный пролетариат; рабочее движение и отношение буржуазии к пролетариату.
Учитывая эмпирическую традицию английской социальной науки, автор опирался на личные наблюдения и неформализованные беседы, а также использовал значительный круг публикаций. Этим исследованием Энгельс намного опередил социальные обследования того времени.
Тем не менее судьба этого исследования весьма противоречива, тем и показательна. С одной стороны, оно было опубликовано сразу же после его завершения, но не в Англии, а в Германии, на немецком языке. Для немецкого читателя оно служило как бы предупреждением: вот чего следует ожидать, если немецкие трудящиеся допустят усиление буржуазии и не осуществят в ближайшее время социалистическую революцию. Отчасти оно эту функцию выполняло, не без попустительства со стороны полуфеодальных немецких государств. Даже второе немецкое издание этой книги, вышедшее в 1892 г., могло выполнять сходную функцию, поскольку землевладельцы-юнкера потеряли еще не все свои надежды.
С другой стороны, в Англии книга Энгельса была переведена и опубликована тоже в 1892 г. (правда, без "Обращения к рабочему классу Великобритании", открывавшего оба немецких издания книги, хотя и на английском языке). Но здесь острота рабочего движения давно спала, а уровень и качество жизни всего населения, в том числе рабочих в больших городах, стали совсем иными. Блестящее эмпирическое исследование еще здравствовавшего основоположника марксизма служило, скорее, иллюстрацией недавнего, но все же прошлого страны, равно как и несбывшихся надежд молодого революционера. А в научно-методическом от-
Учебный курс
ношении оно еще могло восприниматься как в чем-то поучительное. Видимо, сходной была и функция первого английского перевода этой книги, появившегося в 1887 г. в США. Такова диалектика социальных функций данного конкретного исследования, выполненного с радикальных позиций.
Обратимся к более общему вопросу: возможны ли массовые эмпирические исследования, выполненные с позиций радикально-марксистской или иной радикальной социологии? По-видимому, нет, поскольку радикальные позиции обрекают исследование на нелегальность и тем самым исключают его массовую представительность. Фактически и не было таких исследований. Появлялись либо нелегальные исследования, опиравшиеся на статистику, либо реформистски ориентированные исследования, использующие собственно социологические данные. Впрочем, есть исключения, образующие проблемное поле вокруг себя: такова работа Энгельса с ее противоречивой судьбой; такова "Авторитарная личность" Т. Адорно с ее незавершенной судьбой.
Следовательно, радикальная социология заключает в себе радикальное внутреннее противоречие: она не может реализовать себя в собственно социологическом, репрезентативном эмпирическом исследовании. Это противоречие обрекает ее на эмпирическое самозакрытие. А затем и теоретическое ее содержание, утрачивающее связь с эмпирией, перестает быть социологическим.
Поэтому те сторонники радикальной социологии, которые ориентированы прежде всего на профессионализм, в особенности на репрезентативные эмпирические исследования, постепенно смягчают крайности теоретического радикализма и эволюционируют в направлении легитимного реформизма.
10.2 "Союз за социальную политику"
В последней четверти XIX в. в Германии появились разные формы организации эмпирических обследований и исследований: семинары по политической экономии в университетах; инициативные группы в рабочих организациях, религиозных и других ассоциациях. Помимо обследований условий труда аграрных рабочих, начались исследования ряда новых проблем: поведение
10. Становление традиции теоретико-эмпирических исследований
избирателей, социальная генеалогия элитных слоев, высшее образование, пресса и общественное мнение. Получили распространение анкетные опросы и монографические обследования, с использованием автобиографий респондентов и личных наблюдений исследователей; накапливается опыт применения статистических методов к анализу эмпирических данных. Конечно, речь шла о легальных, не запрещаемых правительством Бисмарка темах и формах проведения исследований.
Основную роль в проведении обследований играл в то время "Союз за социальную политику" (Verein fur Sozialpolitik, 1872— 1939 гг.). Он был основан в 1872 г. группой реформаторски настроенных профессоров, издателей, предпринимателей. Его активными участниками были Вильгельм Лексис, Фердинанд Теннис, Макс Вебер, Густав Шмоллер и др. В деятельности "Союза" доминировал профессиональный интерес.
В фокусе деятельности "Союза" было проведение исследований и массовых обследований современных проблем. Например изучались условия труда на фермах; ростовщичество на селе; положение работающих в торговле, на транспорте, коммерческом флоте; положение ремесленников, кустарей. Но длительное время отсутствовали исследования промышленных рабочих, поскольку это не одобрялось правительством [14, р. 21—22].
По своему характеру обследования "Союза" были ближе крайним немецким обследованиям, чем к современным. Обычно в качестве программы обследования предлагался меморандум, в котором разъяснялись цели обследования, а также прилагались 20—30 вопросов. Нередко каждый "вопрос" состоял из целой группы вопросов, например: "Растет ли численность коренного населения? Увеличивается ли число детей и детская смертность? Совершаются ли браки в зрелом возрасте или многие браки заключаются в ранние годы?" Все вопросы, объединенные в одном, оставались полностью открытыми, определение варианта ответа оставалось за информантом. В ответах, присылаемых на такие вопросы, нередко смешивались факты и фантазии, рациональные суждения и эмоции. Конечным продуктом исследования становились от 30 до 50 развернутых эссе, полученных со всех концов Германии.
Вскоре основатели "Союза" стали понимать слабости такой методологии. По сути, программа исследования формулировалась и принималась по критериям научной и общественной значимости, но без должного методологического анализа. Отсутствовала и
Учебный курс
методологическая база для критического отношения. Не было учебников, разъясняющих, как следует строить исследование, как правильно формулировать вопросы и т.д. Основные претензии обычно предъявлялись к количественным методам: они-де весьма ограничены, не позволяют квантифицировать получаемые результаты и т.п. В этом духе, например, высказывался Шмоллер [15, s. 542].
Напротив, Шнаппер-Арндт, непосредственно участвовавший в получении ответов на анкеты нескольких исследований, едва ли не первый выступил с конструктивной критикой. В 1888 г. он опубликовал книгу "Методология социальных обследований" [16], в которой выдвинул несколько новых для того времени проблем. Например, следует больше заботиться об участниках (информантах) исследования: это разные люди — учителя, землевладельцы, юристы, члены местных правительств и др., — к ним следует обращаться с возможно более ясными и краткими вопросами, на которые они могли бы давать краткие альтернативные ответы: "Да" или "Нет". К тому же, это позволит точно подсчитывать ответы. И вообще моральная статистика по характеру своего содержания существенно отличается от демографической.
Предложения Шнаппер-Арндта многими членами "Союза" не были освоены. В 1891 г. "Союз" предпринял повторное исследование условий труда сельскохозяйственных рабочих, проведенное в 1874 г. Т. Гольцем. Но и в новом обследовании были дословно воспроизведены прежние вопросы 1874 г. [14, р. 25—26]. К анализу результатов этого исследования был привлечен Макс Вебер. С этого началось, затем стало решающим его влияние на изменение методологии исследований "Союза".
10.3
Макс Вебер как методолог теоретико-эмпирических исследований
Макс Вебер (1864—1920)— классик немецкой и мировой социологии, методолог теоретико-эмпирических исследований.
Макс Вебер широко известен как классик немецкой и мировой социологии, основоположник понимающей социологии и
10. Становление традиции теоретико-эмпирических исследований
теории социального действия. Но гораздо меньше известно, что преобладающий интерес к теории сочетался в его творчестве с анализом огромного массива исторических данных, участием в подготовке и проведении эмпирических исследований; более того, его теоретический интерес в определенной мере питался результа-ми этих исследований. И наконец, Вебер стал классическим методологом теоретически ориентированных эмпирических исследований.
В 1891 г., когда Максу Веберу было 27 лет, "Союз за социальную политику" предложил ему как одному из пяти экспертов принять участие в анализе отчетов повторного обследования положения сельскохозяйственных рабочих. Веберу достался "восточный сектор": отчеты из земель Германии, расположенных восточнее Эльбы. Результатом этого анализа стала первая крупная работа Вебера: "Положение сельскохозяйственных рабочих в Германии к востоку от Эльбы" [25].
Из всех экспертов Вебер был единственным, кто проанализировал новые результаты, сопоставляя их с результатами исследований 1848 и 1874 гг. Он составил сравнительные статистические таблицы трех исследований по немногим сопоставимым показателям: зарплата рабочих, размеры юнкерских угодий и т.п. В целом Вебер пришел к выводу, что политическому идеалу сильного национального государства соответствует развитие не гигантских патриархальных, а капиталистических хозяйств. Этот доклад на собрании "Союза" утвердил за Вебером репутацию эксперта по аграрным вопросам и ученого с острым политическим умом [14, р. 26-27].
Вебер также глубоко осмыслил роль теоретико-методологических предпосылок эмпирического исследования. Ему становится ясно, что от таких предпосылок зависит содержание проблем, выдвигаемых как предмет исследования. Вопрос не в том, говорил он, выше или ниже стали размеры реальной зарплаты рабочих, а в том, как сейчас рабочие воспринимают эту зарплату — удовлетворены они ею или не удовлетворены [25, s. 5—6]. Возможно, здесь Вебер впервые подошел к одной из своих ключевых идей: смысл действия, его значение для субъекта и других людей есть важнейший компонент социального действия. Поэтому измерение показателя удовлетворенности трудом, зарплатой и другими аспектами жизни людей необходимо в социологическом исследовании.
Учебный курс
Через год, в 1893 г., только что образованный Евангелический социальный конгресс пригласил Вебера руководить новым обследованием аграрного труда. Взяв за основу вопросник обследования 1891 г., Вебер сократил его и упростил многие вопросы. В центр он выдвинул проблемы социальной и профессиональной мобильности, труда приезжих, происхождения различных групп крестьян. Но из 15 тыс. разосланных анкет заполнены и возвращены были лишь около одной тысячи. Анализируя их с учетом трех предшествующих обследований (1848, 1874, 1891 гг.), Вебер выдвинул предположение, что многие аспекты положения аграрных рабочих имеют психологическую природу [26].
Через полтора десятилетия, в 1908—1909 гг. Вебер вновь вплотную занялся теоретико-методологическими и специальными методическими проблемами эмпирического социологического исследования. Это был уже зрелый Макс Вебер, за плечами которого была работа "Протестантская этика и дух капитализма", многие другие фундаментальные публикации на страницах журнала "Архив социальной науки и социальной политики", который он редактировал вместе с Вернером Зомбартом с 1904 г.
Его младший брат, Альфред Вебер, к тому времени также активно участвовавший в деятельности "Союза за социальную политику", предложил "Союзу" провести обследование влияния фабричного труда на интеллектуальные и физические качества рабочих. В середине 1908 г. был создан комитет, которому надлежало подготовить вопросник и план работы исследователей. В комитет вошел Макс Вебер, который к осени того же года подготовил развернутую концепцию исследования, включая вопросник. Получилась обширная монография под названием "К психофизике промышленного труда".
В данном пособии нет возможности рассматривать содержание этой монографии. Обратим внимание на различение Вебером двух типов действий рабочего: 1) целенаправленное, рассчитываемое действие; 2) традиционно-ориентированное, "экономически иррациональное" действие [28, s. 155—157].
Разработанный М. Вебером вопросник учитывал лишь некоторые аспекты концепции: причины выбора и изменения профессии, цель жизни, использование свободного времени и др-Всего 27 вопросов. Во многих случаях это были группы вопросов
10. Становление традиции теоретико-эмпирических исследований
простых, по большей части относящихся к биографии и условиям труда и быта рабочих, без вариантов ответов. Значительную часть информации предполагалось получить путем прямого наблюдения.
Но участники исследования не смогли реализовать его программу. Они не установили необходимого контакта с рабочими на обследуемых предприятиях. Возращались заполненными лишь около 10% анкет. Не было успеха и в прямом наблюдении за поведением рабочих, а также в общении с ними. Социальная организация предприятий, их групповая структура остались вне внимания исследователей.
Обследование не дало цельного результата. Обсуждение итогов на собрании "Союза" в 1911 г. было остро критическим. Макс Вебер также был критичен, но выразил надежду, что неудача не обескуражит молодежь [14, р. 127—131].
Еще один прецедент методической работы Вебера связан с его попыткой повысить качество публикаций Адольфа Лёвенштейна — рабочего, исследователя-энтузиаста, получившего от других рабочих ценную информацию об их жизни. Эту свою попытку Вебер описал в статье "О методике социально-психологических обследований и их обработки", опубликованной в 1909 г. в "Архиве социальных наук и социальной политики" [29].
Лёвенштейн подготовил и через своих друзей социал-демократов (сам он не был членом партии) распространил две анкеты: 1) о всеобщей забастовке; 2) об отношении к работе, властям и другим аспектам их жизни. Несмотря на большое количество вопросов, из 8000 разосланных анкет вернулись 5200 заполненных — очень благоприятный результат. Ценность этой информации состоит в искренности ее авторов, которые отвечают на просьбу своего товарища, и в отсутствии какой-либо фильтрации со стороны ее получателя и публикатора. В 1908—1909 гг. Лёвенштейн издал три книги: "Из глубины. Письма рабочих"; "Рабочие-философы и поэты"; "Жизненная трагедия одного поденщика" [11, 12, 13]. Этот богатый материал заслуженно составляет предмет гордости его собирателя, но требует большой осторожности и осмотрительности при научном его использовании. Вебер попытался помочь Лёвенштейну, но с малым результатом, о чем и пишет в своей статье:
Учебный курс
«Обработка материала должна удовлетворять, как минимум, следующим требованиям. Анкеты должны сначала сортироваться по [территориальному] происхождению, профессиям, возрастным группам, а внутри них — по категориям зарплаты. Это Лёвенштейн по моей инициативе сделал. Однако он не указал те случаи, когда в его исходных данных отсутствовали подобные сведения (например, данные о зарплате), хотя такие случаи, насколько мне известно, имелись. Вообще надо сделать в точности различимым (по территориальному происхождению, группам возраста и зарплаты), как часто не было ответа на тот или иной вопрос. Подсчет должен распространяться не только на вид ответа ("Да" или "Нет"), но, кроме того и прежде всего, также на приводимые мотивы. При этом очень тщательно следует отличать неполный или неясный ответ от действительно индифферентного ответа» (29, s. 954; курсив Вебера]1.
Далее Вебер отмечает ошибочность энтузиастического представления, будто "прочувствование" и "переживание" являются последней инстанцией познания в рассматриваемой области. Он настаивает на необходимости многократной перепроверки классифицированных чисел, на желательности получения корреляций между отдельными группами ответов на различные вопросы и при этом добавляет: "иногда таким образом выявляются самые неожиданные связи".
Нетрудно заметить социально-статусный диссонанс, с которым столкнулся Вебер и к которому чувствительны эмпирические социологические исследования. Особых сложностей не возникало, пока информантами обследований были представители средних слоев. Но ситуация изменилась, когда исследователи пошли за информацией к людям физического труда. В одном случае молодые исследователи, пытавшиеся реализовать программу изучения психофизических условий труда рабочих, не сумели установить необходимый контакт с этими рабочими. В другом случае энтузиаст из рабочих получил от них массу ценной информации, но не захотел следовать советам специалиста, чтобы научными методами обработать эту информацию.
Явно сказывалась ценностная нагруженность носителей эмпирической информации. Преодолеть это препятствие не всегда удавалось даже тем, кто, как Вебер, сознательно стремился это делать. Но неудачи не поколебали уверенность Вебера в своей правоте, они укрепили его решимость двигаться к поставленной цели.
1 Цитируется в переводе М.Н. Грецкого.
10. Становление традиции теоретико-эмпирических исследований