Предмет социологии: исходные позиции

Чтобы понять предмет эмпирической социологии, необходи­мо иметь представление о том, что вообще составляет предмет социологии. Прежде всего посмотрим, как отвечали на этот воп­рос основатели социологии, труды которых и образовали ее ран­нюю теоретическую классику (30-е—70-е гг. XIX в.).

Франция по праву гордится тем, что один из ее мыслителей, Огюст Конт (1798—1857) стал основателем социологии, дал имя этой науке. Уже на первом этапе своего творчества, в начале 20-х гг. XIX в., он понял, что прежнее общество, основу которого состав­ляли религия и войны, находится в кризисе, умирает. Вместо него рождается новое общество: научное и индустриальное. Священни­ков заменяют ученые, а военных — индустриалы (предпринима­тели, управляющие, банкиры). Необходима интеллектуальная ре­форма: синтез наук и формирование позитивной политики. Глав­ным результатом этой реформы и является социология. Предмет социологии общество в его целостности, основу которой состав­ляет всеобщее согласие. Это согласие, в свою очередь, опирается на единство истории человечества и самой природы человека. Клю­чом социологической концепции Конта служит формула: "раци­ональная координация основного ряда разных событий, соответ­ствующая единому замыслу" [2, с. 104].

Английский философ и ученый Герберт Спенсер (1820—1903) стал еще одним основателем социологии. Как кабинетный ученый, он начал разрабатывать свое социологическое учение независимо от Конта, но позднее его. Признавал его приоритет, но отвергал идею линейного прогресса и настаивал на приоритете свободы индивида в его отношениях с обществом. Всю жизнь проведя в Англии, наиболее развитой стране того времени, Спенсер видел перед собой сложившееся буржуазное общество. Он заметил, что, все глубже дифференцируясь по мере роста, оно сохраняет целост­ность благодаря новым социальным институтам, которые сдержи-


/. Западноевропейские школы эмпирической социологии как предмет изучения

вают обострение противоречий и совершенствуются, осуществляя эту функцию. По Спенсеру, предмет социологии — общество как социальный организм, в котором дифференциация сочетается с интег­рацией благодаря естественной эволюции его социальных институтов.

Карл Маркс (1818—1883) сформировался как мыслитель и революционер в Германии и Франции, большую же часть жизни работал над "Капиталом" в Англии. На возникшее буржуазное об­щество он смотрел с позиций посткапитализма и доказывал, что оно уже находится в глубочайшем кризисе и рождает из себя новое, социалистическое общество. Он резко критически относился к со­циологическим учениям Конта и Спенсера как буржуазным.

Тем не менее Маркс также стал одним из основателей соци­ологии: уже к середине 40-х гг. XIX в. он создал свое социологичес­кое учение, которое назвал материалистическим пониманием ис­тории. Согласно этому учению, глубинной причиной развития общества служат не идеи, а материальные производительные силы. На базе различных способов производства возникают разные об­щественные формации, или типы общества. Непосредственной движущей силой истории является борьба антагонистических клас­сов, которая должна завершиться возникновением бесклассово­го, коммунистического общества как высшей социальной целос­тности. Следовательно, предмет марксистской социологии состав­ляет общество как органическая система, которая через классовую борьбу и революции развивается в направлении целостности.

Итак, основатели социологии сходились в том, что ее предмет — общество как целостная реальность. Но они по-разному понимали структуру общества и его динамику, особенно — его перспективы. В основе этих различий лежали разные социально-философские подходы и ценностно-политические ориентации. Эмпирические же данные существовали независимо от социологической теории.

Правда, уже Конт обосновал применимость в социологии об­щенаучных методов получения эмпирических данных: наблюде­ния, эксперимента, сравнительного исторического метода (син­хронного и диахронного), но использовал лишь имеющиеся дан­ные для иллюстрации своих положений. Спенсер широко опирался на данные естествознания и исторической науки для социологи­ческих обобщений, которые получал методом индукции и с ко­торыми сопоставлял дедуктивные концепции (в данном посо­бии мы подробно остановимся на его "Описательной социоло­гии", предшествовавшей "Основаниям социологии"). Опыты по-


Учебный курс

лучения эмпирических данных на основе социологической тео­рии встречаются у Маркса (например, его "Анкета для рабочих"). Но в целом классики ранней теоретической социологии не осоз­навали задачу разработки методов получения новых эмпиричес­ких данных как фундаментальную. Предмет социологии еще не имел адекватных методов эмпирического исследования.

1.3

Предмет социологии в единстве с методологией

Второй этап развития социологии как раз и образует ранняя теоретико-методологическая классика (от 80-х гг. XIX в. до Первой мировой войны). Его характеризует разработка методологии со­циологических исследований, т.е. осознание подходов к их объек­ту и способов получения эмпирических данных о нем, взаимное соотнесение теоретической и методологической компонент соци­ологического знания, включая эмпирическую его составляющую.

Решающее продвижение по пути сочетания теоретического и эмпирико-методологического компонентов социологического зна­ния осуществил основатель французской социологической школы Эмиль Дюркгейм (1858—1917). Для него предмет социологии есть об­щество как объективная совокупность институтов, определяющих тип солидарности, изучать который следует на основе социальных фактов, выявляемых с помощью объективных методов. Объективный метод предполагает существование социальных фактов как способов дей­ствий, распространенных во всем обществе и принудительных по отношению к индивиду; их можно выявить, опираясь на теорети­чески обоснованные способы получения эмпирических данных. Ис­следование Дюркгеймом типов и причин самоубийства стало образ­цом теоретически ориентированного эмпирического исследования.

В творчестве немецкого социолога Макса Вебера (1864—1920) проблемы методологии приобрели, по сути, определяющее зна­чение для понимания предмета социологии. По Веберу, главная задача социологии состоит в том, чтобы понять внутренние смыс­лы своих объектов (будь то общество, организация или индивид), их значения для людей; это должна быть не позитивистско-опи-


1. Западноевропейские школы эмпирической социологии как предмет изучения

сательная, а понимающая социология. Поэтому для Вебера пред­мет социологии есть целостная совокупность смыслов социальных действий, значений социальных отношений и их структур для субъек­тов действий. Эти значения выявляются с помощью процедур ти­пизации эмпирической реальности (ее сопоставления с идеаль­ными типами) и другими способами. Исследование Вебером роли протестантизма и его этики в развитии капитализма продемонст­рировало высокую продуктивность такого подхода.

Один из родоначальников немецкой профессиональной соци­ологии, Фердинанд Теннис (1855—1936), на разных этапах своей научной деятельности занимался анализом социальной статисти­ки, провел обширные эмпирические исследования условий жизни низов населения, состояния преступности, тенденций в области самоубийств. В рамках своей концепции социологии он, наряду с теоретической и прикладной социологией, выделил эмпирическую социологиюкак описательную "социографию". По Теннису, пред­мет социологии образуют все виды социальности, общности и обще­ство; их основу составляет взаимодействие людей, движимых волей.

Третий этап развития социологии предстает как зрелая теоре­тико-методологическая классика (от Первой мировой войны до 70-х гг. XX в.). На этом этапе достигает своей зрелости именно взаимосвязь предмета и методологии социологии. Это происходит как вследствие начала зрелой фазы наиболее развитых либераль­ных обществ (США, Англия), так и благодаря интенсивному раз­витию самих социологических теорий, методик, техник и проце­дур эмпирических исследований.