Depuis Montesquieu, le seul pas important qu'ait fait jusqu'ici la conception fondamentale de la sociologie1 est du a l'illustre et malheureux Condorcet, dans son memorable ouvrage sur I'Esquisse d'un tableau historique des progres de I'esprit humain, au sujet duquel une juste appreciation exige toutefois qu'on n'oublie point lahaute participation de son celebre ami, le sage Turgot, dont les precieux apercus primitifs sur la theorie generate de la perfectibilite humaine avaient sans doute utilement prepare la pensee db Condorcet.
1 Je crois devoir hasarder des a present ce terme nouveau, exactement equivalent a mon expression deja introduite, de physique sociale, afm de pouvoir designer par un nom unique cette partie complementaire de la philosophic naturelle qui se rapporte a l'etude positive de l'ensemble des lois fondamentales propres aux phenomenes sociaux. La necessite d'une telle designation, pour correspondre a la destination speciale de ce volume, fera, j'espere, excuser ici ce dernier exercice d'un droit legitime, dont je crois avoir toujoure use avec toute la circonspection convenable, et sans cesser d'eprouver une profonde repugnance pour toute habitude de neologisme systematique.
Источник: Comte A. Cours de philosophie positive. Tome Quatrieme contenant partie dogmatique de la philosophie sociale. 5 ed. Paris, 1894. Пер. с фр. И.К. Масалкова. Подзаголовок в квадратных скобках дан составителем.
/. Французская эмпирическая социология
После Монтескье единственным значимым шагом, который до сегодняшнего дня был сделан на пути к фундаментальной концепции социологии (sociologies, мы обязаны известному и несчастному Кондорсе и его замечательному произведению "Очерки исторической картины прогресса человеческого разума". Справедливости ради, не следует забывать важное участие его знаменитого друга и мудреца Тюрго, ценные и простые суждения которого по общей теории совершенствования, вне всякого сомнения, оказались полезными в подготовке мысли Кондорсе.
1 Я считаю своим долгом отныне пойти на риск с этим новым термином, полностью эквивалентным ранее введенному мною выражению социальная физика, чтобы иметь возможность обозначать через одно имя существительное эту дополнительную часть натуральной философии, которая положительно изучает совокупность основных законов, относящихся к социальным явлениям. Такое переименование соответствует особому назначению этого тома, что оправдывает, как я надеюсь, в полной мере этот прием, которым я всегда пользовался с необходимой осторожностью, не переставая испытывать при этом глубокую неприязнь к любой систематической привычке к неологизмам.
Сорок восьмая лекция