При рациональном изучении социальных явлений

В социологии, как, впрочем, и вне ее, позитивный метод будет пользо­ваться успехом только в силу рационального применения его главных спо­собов, по мере постепенного их осуществления. Таким образом, речь не идет о написании предварительного логического трактата о методе в соци­альной физике. Тем не менее, с другой стороны, прежде чем подвергнуть социологическую науку прямому испытанию, представляется необходимым тщательно охарактеризовать ее подлинный общий дух и совокупность отно­сящихся к ней фундаментальных средств. Точно так же мы поступали в трех предыдущих томах по отношению к различным предшествующим наукам. Крайнее несовершенство рассматриваемой науки должно с еще большей строгостью накладывать это обязательство. Хотя подобные соображения дол­жны по своей природе, вне всякого сомнения, иметь отношение непосред­ственно к самой науке, рассматриваемой в ее наиболее важных концепци­ях, тем не менее, их можно более целенаправленно соотнести с простым методом, так как они особо предназначены для направления нашего разума


Хрестоматия

на успешное изучение этого трудного предмета, что в достаточной мере оправдывает название данной лекции.

Похоже, привычную тенденцию постоянно подчинять научные кон­цепции фактам <...> следует ввести, наконец, в систему социальных иссле­дований, где туманные и плохо прописанные наблюдения не создают дос­таточной основы для по-настоящему научных рассуждений и обычно сами предстают изменяющимися по воле воображения, стимулируемого крайне подвижными страстями.

Это предварительное изложение достаточно охарактеризовало фундамен­тальный дух, свойственный статической социологии. Теперь, когда мы пред­варительно определили в целом подлинный дух новой политической фило­софии, нам остается также рассмотреть непосредственно, хотя и в самых общих чертах, философскую концепцию, которая должна руководить нами при динамическом изучении человеческих обществ, что составляет главную цель нашей работы <...> Впрочем, следует отметить в дополнение, что спон­танное преобладание динамической социологии на всем продолжении этого тома дает нам в настоящий момент право сократить, насколько это воз­можно, общую оценку, несовершенство которой и иные недочеты можно постепенно компенсировать последующими лекциями.

Как я только что объяснил, статическое видение социального организ­ма должно, в силу природы предмета, составлять первейшую рациональную базу всей социологии. Тем не менее необходимо признать, что социальная динамика не только образует в ней наиболее и непосредственно интерес­ную часть, особенно в наши дни, но и с чисто научной точки зрения она одна придает, в конечном счете, этой новой науке в целом ее наиболее четкий философский характер, непосредственно выводя на первое место понятие, которое в наибольшей степени отличает, собственно говоря, со­циологию от простой биологии, т.е. основополагающую идею непрерывного прогресса, или, скорее, постепенного развития человечества.

В социологии, как и в биологии, научное исследование использует на конкурирующих началах три основных метода, которые я, начиная со вто­рого тома этого Трактата, выделяю в обобщенном искусстве наблюдения: чистое наблюдение, собственно эксперимент и, наконец, сравнительный метод, существенно адаптируемый к разным исследованиям живых тел. Таким образом, здесь идет речь об общей оценке относительной значимо­сти и характера этих трех последовательных способов действия в отноше­нии природы и о предназначении новой науки, определение которой мы дали ранее.


/. Французская эмпирическая социология