Глава X. Об обратно-дедуктивном, или историческом методе
§1. Есть два рода социологических исследований. В одних вопрос идет о том, каково будет следствие той или другой причины при предположении известного общего состояния социальных условий. Таковы, например, исследования относительно того, каковы будут следствия принятия или отвержения хлебных законов, уничтожения монархии или введения всеобщего голосования — при данном состоянии общества и культуры в той или другой европейской стране или же при каком-либо другом предположении касательно социальных условий вообще, без отношения к тем переменам в этих условиях, которые могли бы осуществиться или, быть может, уже осуществляются. Но бывают еще и другого рода исследования: в них изучается то, какими законами определяются сами эти общие обстоятельства. Здесь вопрос идет уже не о том, каково будет следствие какой-либо данной причины при известном состоянии общества, а о том, каковы вообще те причины, которыми обусловливаются различные состояния общества, и те явления, которыми эти общественные состояния характеризуются. Решением таких вопросов занимается общая социальная наука (general science of Society), которая должна ограничивать и контролировать результаты более специальных исследований.
§ 2. Чтобы правильно представить область этой науки и отграничить ее от подчиненных отделов социологических умозрений, необходимо фиксировать понятия, связываемые с выражением "состояние общества". "Состоянием общества" называется то положение, в котором находятся в какой-либо данный момент общественные факты или явления: например, уровень познаний и степень умственной и нравственной культуры всего общества и каждого из его классов; состояние промышленности, богатство и его распределение; обычные занятия общества; деление его на классы и отношения этих классов друг к другу; общепринятые воззрения относительно всех наиболее важных для человека предметов и степень той уверенности, с какою придерживаются этих воззрений; вкусы общества, характер и степень его эстетического развития; форма правления и более важные из законов и обычаев. Состояние всего этого и многого другого, что легко можно было бы Перечислить, и образует состояние общества, или состояние цивилизации в какое-либо данное время.
Когда о состояниях общества и о вызывающих их причинах говорят как °" объектах науки, то при этом подразумевают, что между названными Цементами существует некоторое естественное соотношение, что возмож-Но не любое сочетание этих общих социальных фактов, а лишь некоторые
Хрестоматия
из их сочетаний, — короче говоря, что между различными социальными явлениями обнаруживаются единообразия сосуществования. Так именно и есть на самом деле, и это составляет, конечно, необходимое следствие того влияния, какое все сосуществующие явления оказывают друг на друга. Этот факт предполагается consensus 'ом отдельных частей общественного тела.
Глава XI. Добавочные разъяснения относительно исторической науки
§1. То учение, подтверждению и разъяснению которого посвящены предыдущие главы и согласно которому последовательный ряд социальных явлений (другими словами, ход истории) подчиняется общим законам, доступным для изучения, — хорошо известно уже нескольким поколениям мыслителей континента и за последнюю четверть века перешло из их специальной области в газеты и обыденные политические дебаты <...>
Факты статистики, с тех пор как они тщательно отмечаются и изучаются, привели к заключениям, отчасти совершенно неожиданным для людей, не привыкших считать нравственные действия подчиненными единообразным законам. Те самые события, которые уже по сущности своей кажутся наиболее причудливыми и изменчивыми и предвидеть которые в каждом отдельном случае нам не позволила бы никакая возможная для нас степень знания, происходят (если брать в расчет значительные числа) с правильностью, приближающейся к математической. Какой поступок можно считать в большей степени зависящим от индивидуального характера и от действия индивидуальной свободной воли, чем убийство своего ближнего? И между тем, во всякой крупной стране отношение числа убийств к числу жителей (как оказалось) весьма мало изменяется из года в год и в этих своих изменениях никогда не уклоняется значительно от некоторой средней <...>
Такая удивительная правильность массы случаев, при крайней нерегулярности каждого из случаев, составляющих эту массу, служит прекрасной апостериорной проверкой закона причинной связи в его приложении к области человеческих поступков. Если признать, что этот закон имеет силу и здесь, то всякое действие человека — например, всякое убийство — будет совокупным результатом двух рядов причин. А именно, с одной стороны, это будут общие условия страны и ее обитателей: нравственный, воспитательный, экономический и другие факторы, действующие на весь народ и образующее то, что мы называем "состоянием цивилизации"; а с другой — чрезвычайно разнообразные обстоятельства отдельных индивидуумов: их темпераменты и другие особенности организации, их родственные связи, привычный круг товарищей, их влечения и т.д. И вот, если мы возьмем столь широкую группу случаев, чтобы можно было исчерпать все сочетания таких специальных, личных факторов, т.е., другими словами, если мы ис-
2. Английская эмпирическая социология
ключим случайность, и если за время, к которому относятся все эти случаи, не произошло никакой существенной перемены в общих влияниях, образующих состояние цивилизации данной страны, — то мы можем быть уверены, что (в том случае, если человеческие действия подчинены неизменным законам) общее число будет приближаться к некоторому постоянному количеству. Так как число убийств, совершенных на данном пространстве и в данное время представляет собою следствие отчасти общих причин, которые за это время не изменились, отчасти же причин специальных, которые прошли весь цикл своих изменений, то для практических целей его можно считать неизменным.
Г. Спенсер Автобиография
Лежащая перед нами автобиография Герберта Спенсера, состоящая из двух огромных томов в тысячу сто страниц плотной, убористой печати, является крайне интересным и характерным произведением этого рода. В этой "Естественной истории самого себя" ("A natural history of myself'), как называет Спенсер свои записки, мы знакомимся прежде всего с генезисом идеи эволюции, обработке которой великий философ посвятил всю свою жизнь. Этим, однако, далеко не исчерпываются весь интерес и содержание автобиографии. Далее Спенсер обстоятельно, своим обычным, ясным, точным, как алгебраическая формула, языком рассказывает, что он читал и почему читал; затем он рисует ряд портретов людей, с которыми встречался или был близок: тут Бокль, Гексли, Джон Стюарт Милль, Карлейль, Генри Льюис, Тин-даль, Джордж Эллиот и другие имена, к которым мы, русские, привыкли со школьной скамьи относиться с глубоким уважением. Эта последняя часть автобиографии Герберта Спенсера является особенно интересной.
<...> Попутно с работой над "Началами психологии" Спенсер готовил Материал для своего обширного труда по социологии, к которому он приступил только в 1874 г.
До того как приступить к указанному большому труду по социологи, Спенсер работал все время один, пользуясь услугами секретаря лишь для записывания Под диктовку. Материал для "Общих начал", "Начал биологии" и "Начал психологии" легко был собран самим Спенсером; но "я прекрасно сознавал, — пишет он, — что когда дойдет до социологии, то дело будет обстоять несколько Иначе: понадобится достаточное количество фактов, распределенных в известном порядке, дабы возможны были выводы и обобщения" <...>
Источник: Спенсер Г. Автобиография / Сокращенное изложение А.Т. Коротнева. СПб., б.г.
Хрестоматия
<...> Спенсер составил план работы и выработал таблицы для собирания фактов, по каковому плану и начал работать вышеупомянутый секретарь его — Давид Дункан. Скомпилированный таким образом материал должен был послужить "фундаментом" для дальнейшей работы Спенсера, но он скоро убедился, что сгруппированный материал и без обобщений представляет огромную ценность для изучающих социологию. Таким образом возникла мысль выпустить собранный материал отдельными книжками под общим заглавием "Описательная социология".
Первая книжка указанной "Описательной социологии" была выпущена в 1871 г.; на выпуске этой книги особенно настаивал приятель Спенсера, американец, профессор Юманс.
Как уже выше было замечено, Спенсер был уверен, что труд этот представит огромную ценность для изучающих социологию.
"Сгруппированные социологические факты, касающиеся различных племен и народов, облегчат ученым отыскать общие законы," — думал он <...>
<...> Более точное название этого труда: "Описательная социология, или группа социологических фактов, классифицированных и распределенных Гербертом Спенсером, собранных и компилированных Давидом Дунканом, Ричардом Шеппингом и Джемсом вольером ".
В 1876 г. Спенсер получил письмо из России от киевского профессора И.В. Лучицкого, из какового письма он, к своему удивлению, узнал, что все его сочинения уже переведены на русский язык, за исключением "Описательной социологии", которую названный профессор собирался тоже перевести, а в следующем, 1877 г. Спенсер уже получил экземпляр русского перевода первой части, а именно: "Англия". "Какой это передовой народ" ("What a go-a-head people they are"), — восклицает он по этому поводу в письме к своему приятелю.
«Однажды, — говорит Спенсер в своей автобиографии, — я беседовал с одним русским об инертности англичан и услыхал от него, что в России молодежь нередко отказывает себе в обеде, дабы иметь возможность купить книгу. Обстоятельство это стоит в связи с удивительной восприимчивостью, выказавшейся и в вышеприведенном факте. Какой огромный контраст между оценкой "Описательной социологии" в России и тем равнодушием, с которым она была встречена в Англии».
Над "Описательной социологией" Спенсер работал семь лет; кроме того, в то же время, в 1873 г., он выпустил небольшую книгу "Об изучении социологии", предварительно печатавшуюся в английском и американском журналах. Книга эта имела большой успех.
<...> Помимо такой обширной и основательной подготовки, начатой с определенной целью, у Спенсера была еще к "Основам социологии" подготовка общая, начавшаяся с того момента, как он впервые заинтересовался политико-этическими вопросами, т.е. с 1842 г.
2. Английская эмпирическая социология
«Фактов, — говорит Спенсер, — набралось так много, они были так разнообразны, что почти подавляли меня... Затем у меня был еще большой материал, собранный в "Описательной социологии". Для экономии труда приходилось систематизировать и этот материал, а для экономии времени, равно как и во избежание ошибок при переписке, я отмечал по печатному тексту, что нужно вырезать. Предположим, мне нужно было подготовить часть "Первобытной идеи". Для этого я прочитывал все мои выдержки относительно некультурных и полукультурных племен, разбитые на группы: "Суеверия", "Обряды" и т.д. При чтении я отмечал факты, имеющие значение для меня, и мой секретарь вырезывал их. Затем вырезки прибавлялись к куче заранее накопленных фактов, после чего вся масса вновь классифицировалась. Детали части "Первобытные идеи" обдумывались долго. Намечались главы: "Идеи о снах", "Идеи о смерти и воскресении", "Идеи о загробной жизни", "Идеи о загробном мире" и пр. Затем я брал большие листы бумаги и раскладывал их по полукругам на полу перед собою. На каждом листе я подписывал название главы. Потом я брал кучу вырезок и раскладывал их сообразно содержанию между листами бумаги. При этом процессе мне иногда попадался факт, для объяснения которого требовалась отдельная глава. Я сейчас же прибавлял новый лист бумаги, куда собирал из других глав подходящие факты. Я перекладывал много раз, покуда устанавливалась известная связь между главами».
"Приступая к каждой отдельной главе, я опять группировал факты. Для этого у меня на особом столе был род пюпитра, покрытый зеленым сукном. При помощи особой подпорки пюпитр можно было поставить под любым углом. На этом пюпитре я раскладывал факты в том порядке, в каком они должны были следовать в главе. Затем, глядя на вырезки, я диктовал секретарю мою книгу, т.е. связь между фактами, и давал ему их, чтобы он вставлял эти вырезки в текст".
Г. Спенсер Описательная социология