Огюст Конт — основоположник позитивистской социологии

Огюст Конт (1798—1857): автор термина "sociologie ", основатель позитиви­стской философии и социологии научных направлений, получивших широкое международное распространение; обосновал необходимость проверки социо­логической теории об обществе как целом совокупностью эмпирических дан­ных, получаемых с помощью общенаучных методов: наблюдение; эксперимент; сравнение; исторический подход.

В условиях краха феодального ancien regime и рождавшегося в революционных потрясениях нового, буржуазного общества Конт видел свою миссию в том, чтобы дать гражданам Франции, всех передовых стран мира новую философию. В противовес прежним, теологическим и метафизическим, спекулятивным концепциям он разрабатывал позитивную философию как целостную систему положительного знания фактов и законов, открываемых научным познанием. А на основе этой философии он стремился создать объективную науку об обществе, помогающую людям рационально действовать в соответствии с двумя основными потребностями: в порядке и прогрессе. Эту науку он вначале назвал социальной физи­кой, а затем — социологией.

В апреле 1822 г. О. Конт по поручению своего учителя Сен-Симона подготовил для его "Катехизиса промышленников" тре­тью тетрадь: "План научных работ, необходимых для реорганиза­ции общества" [7]. Здесь обнаружилось принципиальное отличие позиции ученика от позиции завершавшего свой творческий и


Учебный курс

жизненный путь учителя. В качестве главной задачи молодой Конт выдвинул создание позитивной науки об обществе, которая опи­рается на наблюдения, имеет дело с реальными фактами и полу­чает объективные законы, т.е. аналогична наукам о неживой при­роде, обобщенно именуемым физикой. В отличие от Сен-Симона, который рассматривал науку об обществе как часть физиологии, или общей науки об организмах, Конт выделил новую науку о социальных организмах в отдельную область, которую назвал со­циальной физикой (physique sociale).

Таким образом, уже в 24 года Конт сформировал представле­ние о связке трех крупных областей науки, именуемых одноко-ренными терминами: физика (греч. physis, наука о неживой при­роде) — физиология (наука о природных организмах) — соци­альная физика (наука о социальных организмах). Их объекты про­грессирующе усложняются. Социальная физика имеет дело с са­мым сложным и наименее изученным объектом. Она должна нахо­диться на вершине иерархии наук и нуждается в первоочередной разработке.

В апреле 1826 г. Конт стал читать курс позитивной философии в Политехнической школе Парижа. В 1830—1842 гг. он опублико­вал свой "Курс" в виде шести томов, включающих 60 лекций. Социальная физика составила вторую половину "Курса": 4-й, 5-й и 6-й тома [8].

В 3-м томе "Курса" (1835—1837 гг.) Конт заменил термин "фи­зиология" термином "биология", который более полно передает смысл совокупности наук о природных организмах. Одновремен­но Конт столкнулся с фактом "узурпации" его термина "соци­альная физика" известным бельгийским статистиком А. Кетле в книге "Человек и развитие его способностей, или опыт социаль­ной физики" (1835 г.) [14].

Интерпретация этого термина Кетле была противоположной Конту; мы расмотрим ее в следующем параграфе. Ознакомившись с этой интерпретацией, Конт оказался перед трудной проблемой. Его ответ был сильным: он защитил свой приоритет в конструи­ровании термина, подтвердил собственную позицию и существен­но развил ее, сконструировав новый термин — социология.

Полем для такого ответа стали тома 4—6 "Курса позитивной философии", прежде всего том 4 — "Догматическая часть соци­альной философии". Этот том написан в марте — июле 1839 г. и


2. Истоки французской эмпирической социологии

включает лекции 46—51. Первая лекция этого тома (46) называет­ся: "Предварительные соображения о необходимости и возмож­ности социальной физики, основанные на фундаментальном анали­зе современного политического положения". Слова "социальная фи­зика " Конт выделил курсивом и сделал примечание:

"Это выражение, как и другое, не менее необходимое — позитивная фи­лософия, было сконструировано мною около семнадцати лет назад, в первой моей работе о философии политики" [8, vol. 4, р. 6]'.

Этой ссылкой на "План научных работ" 1822 г. Конт подтвер­ждал свой приоритет в использовании термина "социальная фи­зика" и продолжал активно использовать его в четвертом и следу­ющих томах "Курса".

Но главный ответ Конта состоял в другом. Уже в следующей лекции — "Краткая оценка основных философских попыток со­здать социальную науку" (лекция 47), — подготовленной, по-видимому, в марте 1839 г., примерно в середине этой лекции, Конт сконструировал, впервые употребил слово "sociologie" и сопроводил его пояснением:

«...После Монтескье единственным значимым шагом, который до сегод­няшнего дня был сделан на пути к фундаментальной концепции социологии (sociologie)*, мы обязаны известному и несчастному Кондорсе и его замеча­тельному произведению "Очерки исторической картины прогресса человечес­кого разума". Справедливости ради, не следует забывать важное участие его знаменитого друга и мудреца Тюрго, ценные и простые суждения которого по общей теории совершенствования человека, вне всякого сомнения, оказались полезными в подготовке мысли Кондорсе».

* Я считаю своим долгом отныне пойти на риск с этим новым термином, полностью эквивалентным ранее введенному мною выражению социальная физика, чтобы иметь воз­можность обозначать через одно имя существительное эту дополнительную часть нату­ральной философии, которая положительно изучает совокупность основных законов, от­носящихся к социальным явлениям. Такое переименование соответствует особому назна­чению этого тома, что оправдывает, как я надеюсь, в полной мере этот прием, которым я всегда пользовался с необходимой осторожностью, не переставая испытывать при этом глубокую неприязнь к любой систематической привычке к неологизмам [Ibid, p. 200—201; курсив Конта].

1 Здесь и далее цитируется в переводе И.К. Масалкова.


Учебный курс

Как видим, Конт использовал несколько аргументов, чтобы публично объяснить "переименование" социальной физики в социо­логию. Во-первых, аргумент лингвистический: гораздо лучше обо­значить новую науку одним словом, к тому же — существительным, чем двумя ("социальная физика"), одно из которых, выражающее специфику объекта, — прилагательное. Конечно, при этом был оп­ределенный риск, поскольку в термине sociologie оказались объеди­нены слова из двух разных языков: латинское soci(etas) и греческое logos, что противоречит строгим правилам словообразования.

Но и соблазн был велик: понятие sociologie удачно оказывалось в одном концептуальном и ассоциативном ряду с понятием biology, которое Конт начал использовать в предшествующем, третьем томе своего "Курса".

А главное, заменить прежний термин новым было особенно необходимо именно в данном, четвертом томе. После работы Кет­ле термин "социальная физика" оказался жестко связан с соци­ально-демографическими характеристиками индивида, а параметры общества — редуцированы к количественным показателям "сред­него индивида". Фиктивным оказывался не только человек, на что обратил внимание Кетле, но и само общество. При этом трудно было упрекнуть Кетле в том, что он не следовал позитивному подходу физики того времени: его социальная физика, точнее, социальная статистика, как и физика, измеряла свойства индиви­дов, усредняла данные, полученные для их множества, и вычис­ляла законы их взаимосвязей.

Конт же ставил перед собой противоположную задачу: сфор­мулировать на основе позитивной философии новую теорию об­щества как реального целого, существующего по собственным за­конам. По сути, в процессе легитимизации двух наименований новой области знания — "социальная физика" и "социология" — впервые обнаружилось противостояние двух методологических подходов: социологического реализма (Конт) и социологическо­го номинализма (Кетле). Термин "социология" вполне отвечал сути социологического реализма: он как раз и означает позитивную науку, имеющую объектом общество, существующее столь же реально, как и природа; объект социологии так же реален, как и объект биологии — живая природа. Но Конту еще предстояло на­полнить новый термин концептуальным содержанием, раскрыть собственную концептосферу этого термина.


2. Истоки французской эмпирической социологии

Уже вследующей, методологической и весьма обширной лек­ции (48) "Основные свойства позитивного метода при рацио­нальном изучении социальных явлений" Конт с помощью суще­ствительного "социология" сконструировал несколько семейств социологических понятий:

• социологическая наука [8, vol. 4, р. 231, 360]; позитивная соци­ология [Ibid, p. 234, 249], общая социология [Ibid, p. 359], социологи­ческий закон [Ibid, p. 372], социологическое исследование [Ibid, p. 373];

• статическая социология [Ibid, p. 289] и социальная статика [Ibid, p. 361], динамическая социология [Ibid, p. 290, 361] и соци­альная динамика [Ibid, p. 361], социальное развитие [Ibid, p. 360];

• научные методы социологии: простое наблюдение [Ibid, р. 329], социологическое наблюдение [Ibid, p. 373]; обоснованность опытом [Ibid, p. 329], научная сила социологических демонстра­ций [Ibid, p. 373]; сравнение [Ibid, p. 329], социологическое срав­нение [Ibid, p. 357], сравнительный метод в социологии [Ibid, р. 358]; исторический метод в социологии [Ibid, p. 359]; социологи­ческий анализ [Ibid, p. 372].

Подробнее охарактеризуем понимание Контом методов полу­чения знаний в социологии, используя фрагменты текстов, приве-деных в хрестоматии. Метод позитивной философии, пояснял Конт, открывает воображению самое широкое и плодородное поле, но подчиняет воображение наблюдению, теорию — фактам.

Согласно Конту, самое общее логическое правило состоит не в переходе от простого к сложному, а в требовании переходить от известного к неизвестному. При изучении неорганических предме­тов сначала нужно исследовать отдельные их элементы, потому что они известны лучше, чем целое, и доступны прямому наблюдению; отсюда вытекает необходимость переходить от менее сложного к бо­лее сложному. При изучении же организмов в биологии и в социоло­гии рационален противоположный прием, так как здесь лучше изве­стен и более доступен исследованию целый объект, чем его части.

Но это неозначает, что приемлемы концепции целого, не подтверждаемые наблюдениями. Позитивная социология как раз и сосредоточивает внимание на таких методах наблюдения соци­альных явлений, которые с успехом применяются и в других на­уках. "В социологии, как и в биологии, научное исследование ис­пользует на конкурирующих началах три основных метода, кото­рые я, начиная со второго тома этого Трактата, выделяю в обоб-

 


Учебный курс

щенном искусстве наблюдения: чистое наблюдение, собственно эксперимент и, наконец, сравнительный метод, существенно адап­тируемый к разным исследованиям живых тел." [Ibid, p. 329].

Чистое, или непосредственное наблюдение — это описание со­бытий, определение обычаев, оценка памятников, анализ и срав­нение языков и множество других способов получения знаний. Наблюдение должно быть подчинено положительным умозрени­ям относительно законов гармонии. Ни один социальный факт не может иметь научного значения, если он не сближен с каким-либо другим социальным фактом. Это правило служит дополне­нием к требованию поставить в социологии на первый план изу­чение духа целого.

Эксперимент, на первый взгляд, неприменим в социологии. Однако, поясняет Конт, нужно вспомнить о различии между пря­мым и косвенным экспериментированием. Наблюдение можно назвать экспериментом, если нормальный его ход подвергается определенному изменению. Именно в этом смысле эксперимен­тальный метод может быть применен к социологическим исследо­ваниям. Патологический анализ возможен здесь в тех распростра­ненных случаях, когда законы обычной последовательности со­циальной жизни подвергаются сильным потрясениям, как это бывает в революционные эпохи. Такие потрясения общества ана­логичны болезням индивидуального организма. Эксперимент еще менее, чем простое наблюдение, может обходиться без рацио­нальной теории.

Сравнительный метод в социологии заключается в сближении социальной жизни народов, существующих одновременно в раз­ных местах земного шара и не зависящих друг от друга. Сравни­тельный метод предоставляет то удобство, что он подтверждает законы не только статичного существования общества, но и его динамики, развития. Он простирается на все ступени социального развития, характерные черты которых могут быть таким образом подчинены наблюдениям.

Следовательно, социология отличается и от биологии. Исход­ным для социологии служит особый, исторический метод наблю­дения. Хотя этот исторический анализ непосредственно относится к динамической социологии, тем не менее он имеет значение для всей науки ввиду связи ее различных частей. Исторический метод придает социологии отличительный характер не только с науч-


2. Истоки французской эмпирической социологии

ной, но и с логической точки зрения. В самом деле, при помощи этого нового способа наблюдать социология совершенствует по­ложительный метод к выгоде всей философии. Исторический ме­тод подтверждает характерное свойство социологии, состоящее в том, что она переходит от целого к частям.

Конт пояснял также, что хотя статическое видение социаль­ного организма составляет исходную базу социологии, тем не менее "социальная динамика не только образует в ней наиболее и не­посредственно интересную часть, особенно в наши дни, но и с чисто научной точки зрения она одна придает, в конечном счете, этой новой науке в целом ее наиболее четкий философский ха­рактер, непосредственно выводя на первое место понятие, кото­рое в наибольшей степени отличает, собственно говоря, социо­логию от простой биологии, т.е. основополагающую идею непре­рывного прогресса, или, скорее, постепенного развития челове­чества..." [Ibid, p. 289-290].

4-й том "Курса позитивной философии" Огюста Конта — пер­вый научный труд, в котором понятие "социология" сконструи­ровано, обосновано и последовательно применено к построению теории и методологии социологической науки. А сама эта наука вычленена из социальной философии. Но не оторвана от нее, а предпослана социально-философскому анализу исторического про­цесса.

За 4-м томом "Курса" позитивной философии следовали 5-й и 6-й тома, написанные в 1841 — 1842 гг.: том 5 "Историческая часть социальной философии, относящаяся к теологическому и мета­физическому ее состояниям" (лекции 52—55) и том 6 "Завер­шение исторической части социальной философии и общие зак­лючения" (лекции 56—60, из них последние три — заключитель­ные ко всему "Курсу").

Однако в этих томах мало следов только что созданной Контом концепции социологии и собственно социологических методов. В них воплощены общая позитивная философия и особенно по­зитивная социальная философия, выдвинутые Контом вслед за Сен-Симоном еще в 20-х гг. XIX в. В центре ее сохранялся "закон трех стадий" исторического процесса: теологической, метафизи­ческой, позитивной. Конту не суждено было переработать свою исходную социальную философию на основе своего же открытия новой науки — социологии.


Учебный курс

Труды Конта положили начало ранней теоретической классике социологии. Он создал понятие "социология" и несколько семейств общих социологических понятий. Эти общие понятия стали свое­го рода "оболочкой" программы построения новой области соци­ального знания. Но их автор не нашел способов их операционали-зации, путей их анализа с помощью количественных данных.

Например, Конт сконструировал понятия "социальная стати­ка" и "социальная динамика". Но какая реальность стояла за этими понятиями? По Конту, с помощью этих понятий можно было переходить к непосредственно наблюдаемым фактам, событиям истории. И он это делал, описывая в 5-м и 6-м томах своего "Кур­са" события дореволюционной, революционной и послереволю­ционной Франции на основании наблюдений историков. На са­мом же деле, как мы теперь знаем, по пути к фактам необходим был еще целый ряд опосредующих понятий: от "статики" — струк­тура, институт, группа, класс, статус и др.: от "динамики" — процесс, конфликт, роль, лидер и др. В нашем сознании эти поня­тия возникают как нечто само собой разумеющееся, но во време­на Конта они не существовали, и в сознании Конта их также не было, как и в сознании историков, на наблюдения которых он опирался.

Естественно, что у Конта тогда не было представлений о необ­ходимости и возможности целенаправленного создания социоло­гом количественных данных относительно интересующей его реаль­ности. Хотя такую возможность уже продемонстрировал Кетле в "Социальной физике". Но Конту сначала нужны были общие за­коны целого: общества, истории. Те самые законы, которые он интуитивно открыл еще в 1822 г. Как мы теперь понимаем, это были не собственно социологические, а социально-философские прозрения. В этом состояло коренное противоречие позитивист­ского подхода к проблеме построения социологической теории.

Ученые остаются в истории науки благодаря своим достиже­ниям. Созданием социологии как новой области знания Конт на­всегда вписал свое имя в историю мировой науки. Новый термин "социология", не без ворчания (это-де лингвистическая абрака­дабра!), но довольно быстро был принят и во Франции, и в дру­гих странах. Его стали использовать Джеймс Милль, с которым Конт был в переписке, Герберт Спенсер, Фердинанд Теннис и другие вьщающиеся ученые того времени. Многие восприняли не


2. Истоки французской эмпирической социологии

только термин, но и общий подход Конта. Благодаря этому пози­тивистская социология приобрела характер международного на­правления в новой области научного знания.