Основными функциями этики работы можно считать следующие:
- оценочная — дает возможность оценивать с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведение и действия работников;
- регулятивная — вытекает из потребности регулировать поведение и действия социального работника в различных формальных и неформальных ситуациях;
- организационная — служит улучшению организации социальной работы, требуя от участников процесса деятельности творческого выполнения своих обязанностей и профессионального долга;
- управляющая — служит средством социального управления поведением и действиями социального работника в ходе процесса в интересах дела;
- мотивационная — служит средством формирования социально и профессионально одобряемых мотивов деятельности;
- координирующая — обеспечивает сотрудничество всех участников процесса оказания социальной помощи клиенту, основанное на доверии и взаимной помощи;
- регламентирующая — направляет и обусловливает выбор социальным работником или социальной службой целей, методов и средств оказания помощи клиенту;
- воспроизводственная — позволяет воспроизводить действия социальных работников и отношения социальных работников между собой и с клиентами на основах морали и нравственности;
- воспитательная — служит средством воспитания и совершенствования личности как социального работника, так и его клиента и социального окружения клиента;
- коммуникативная — служит средством коммуникации между специалистами и их клиентами;
- оптимизирующая — способствует повышению эффективности и качества социальной работы, повышению статуса профессии в обществе, уровня его моральности;
- стабилизирующая — способствует стабилизации отношений среди социальных работников, между социальными работниками и клиентами и их близкими, между социальными работниками и представителями различных учреждений;
- рационализирующая — облегчает социальному работнику выбор целей, методов и средств воздействия, выбор наиболее эффективного и приемлемого с точки зрения профессиональной морали решения;
- превентивная — предохраняет, предостерегает социального работника от поступков и действий, наносящих вред клиенту и обществу;
- прогностическая — позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников и их коллективов, их этическое развитие;
- информационная — приобщает социальных работников к системе ценностей профессиональной социальной работы и профессиональной морали;
- социальная — способствует созданию условий, благоприятных для осуществления социальной работы в обществе;
- социализирующая — служит делу приобщения социального работника к господствующей в обществе системе ценностей и морали.
Многообразие функций профессиональной морали социального работника обусловлено ее высокой социальной значимостью.[7, стр.42-44]
Социальный работник в своей деятельности должен руководствоваться следующими принципами:
- соблюдение разумных интересов клиента;
- личная ответственность социального работника за нежелательные для клиента и общества последствия его действий;
- уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий;
- принятие клиента таким, каков он есть;
- конфиденциальность;
- доброжелательность;
- бескорыстие;
- честность и открытость;
- полнота информирования клиента.
Несмотря на вышесказанное, на практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, собственной профессии, обществу в целом. Эти проблемы нередко расплывчаты, неопределенны и порождают неуверенность, стремление не замечать и уклоняться от них. Легко на словах, абстрактно придерживаться величественных ценностей, изложенных в монографиях и учебниках, и таким образом проявлять свою ответственность. Но применять для руководства в повседневной работе вышеозвученные ценности не всегда легко.
В силу специфики профессии социального работника существует острая необходимость в профессиональной этике, в единых нормах и правилах, которыми мог бы руководствоваться каждый сотрудник.
Профессиональная этика выполняет множество функций, способствующих качественному выполнению социальным работником своих обязанностей. А существующие провозглашенные этические принципы задают ориентиры в деятельности каждого социального работника.
Тем не менее, данные нормы применимы не во всех ситуациях, с которыми сталкивается работник социальной сферы. Большинство затруднений для социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязательствами. И социальный работник всегда должен быть подготовлен к неоднозначным моментам и ситуациям, в которых ему придется руководствоваться своими собственными моральными принципами и ценностями.
4.. Формирование и история этики
Однажды перед очередным воинским походом греческий оратор Киней спросил у царя Пирра:
"Римляне - народ храбрый и воинственный. Если боги пошлют нам победу, то как мы ею воспользуемся?" На это Пирр ответил: "Если мы победим римлян, то вся Италия окажется в нашей власти". После некоторого молчания Киней спросил снова: "Ну, а когда Италия окажется в нашей власти, что мы будем делать после этого?" "По соседству с ней, - ответил Пирр, - находится Сицилия, богатый и плодородный остров. Там не прекращаются народные волнения и всяческие беспорядки, и его нетрудно завоевать". "Прекрасно, - сказал Киней, -но покорение Сицилии будет ли последним нашим завоеванием?"
"Нет! - воскликнул Пирр. - Это будет только началам. Ведь из Сицилии нетрудно достигнуть Африки и овладеть Карфагеном". "А располагая такими возможностями, - продолжал Киней, - мы затем легко подчиним Македонию и вместе с тем и Грецию. Но вот, что мне не ясно: когда мы выполним все эти планы, что мы будем делать дальше?" "Тогда, - засмеялся Пирр, - мы будем жить в мире и спокойствии, будем проводить время в пирах, веселье и дружеских беседах". "В токам случае, - сказал Киней, - к чему эти войны, опасности, кровопролития, когда ты уже теперь располагаешь, Пирр, всеми условиями, чтобы жить в мире и спокойствии и проводить время в пирах и дружеских беседах?"
Этот разговор происходил в начале 280 года до н.э., но мы видим что вопросы о том, как должен поступить человек, каким образом он может действовать, и где грань, разделяющая добро и зло, оказываются в центре внимания, отражая основной круг нравственных проблем. Именно размышления о долге, добре и зле, смысле жизни справедливости, счастье и совести создают особую, этическую, сферу бытия людей.
Она не является отдельной, специфической областью человеческой жизнедеятельности, но присутствует в самых разнообразных взаимосвязях людей и окружающего их мира: в отношении к природе, обществу и конкретному человеку, к собственному делу, карьере и др. Еще в XVII веке немецкий мыслитель Г. Лейбниц отметил, что справедливости не видят так, как видят лошадь, но ее понимают не хуже, а скорее лучше.
Так что же такое этика, как она формировалась? Почему этические вопросы приобрели чрезвычайно важное значение? Для чего необходимо знание об основных проблемах этики?