ТЕМА 8. Зарождение эклектики в архитектуре России в первой половине 19 в. «Готический» стиль

К началу 19 века в Российской империи складывается единый общероссийский рынок, страна активно втягивается в капиталистические отношения, особенно через торговлю с Западной Европой. На 1830-1840-е гг. приходится начало промышленного переворота в России, который завершившился к 1870-1880-гг. Изменения в экономике постепенно затронули и все остальные сферы жизни общества, в том числе и архитектуру.

Первые признаки эклектики в России, кроме копирования античности в архитектуре собственно классицизма, проявились ещё в конце 18 в. в увлечении английской «готикой». Ярким примером такой «готики» является дворцовый ансамбль в Царицыно в Москве, который был сооружен по проекту арх. Баженова в 1775-1778 гг.

1820-1830-е гг. это с одной стороны – время расцвета псевдоготики и создания русско-византийского стиля, а с другой – это ещё и время сооружения ярких ансамблей Карла Росси. Как и по всей Европе, правда с некоторым запозданием, в это время в архитектуре России классицизм начинает усиленно вытесняться эклектикой. К концу 19 в. российская архитектура проходит путь развития от романтизма на начальном этапе к идеям и принципам реализма в конце века, являясь их объёмно-пространственным воплощением (от псевдоготики и эклектики к кирпичному стилю и модерну).

Победа в войне 1812 г. вызвала всенародный подъём, проявившийся в романтизме, в увлечении отечественной историей. В то же время, подавление в 1825 г. восстания декабристов и последовавшая вслед за этим реакция показали всю нежизнеспособность классицистического представления о гармонии интересов государства и личности, о просвещённом государе. Т.о. утратив высокое идейное звучание, классицизм в Российской империи превратился в сумму мёртвых догм, в казарменный стиль. Замену ему стали искать в увлечении европейской готикой, отражавшей представления о более романтичном и благородном периоде истории.

Крупнейшими представителями «псевдоготики» в России в основном были архитекторы Быковский, Бенуа, Брюллов. Все трое воспитывались в традициях классицизма, однако сохранив ясность архитектурного образа своих произведений смогли придать им иную эмоциональную направленность. Их творчеству принадлежат лучшие памятники России эпохи романтизма.

Творчеству Быковского Михаила Дормедонтовича принадлежит усадьба графини Паниной в Марфино под Москвой (1837-1839). Романтическое восприятие Быковского накладывает отпечаток на характер пространственных особенностей ансамбля. Здесь исчезает заданность осевых построений классицизма с обязательным преобладанием главной оси. Основные сооружения усадьбы (дворец, мостик и церковь) обрамляют вытянутое вдоль них пространство заросших прудов. Они организуют пейзаж, подчиняясь его же законам.

Работе Бенуа принадлежат вокзал, императорские конюшни, аптека, кавалерийские дома в Петергофе (1847-1851). Его творчество более монументально, оперирует крупными объёмами и осевыми построениями. Однако функция осевых построений полностью переосмыслена – они подчёркивают не регулярность, а живописность, соседствуют с ассиметричными построениями. Чёткость геометрических объёмов и гладких плоскостей в постройках сочетается с разнообразием картин, открывающихся с новых точек зрения.

Брюллов проявил себя в основном как мастер романтического интерьера, соединив лёгкость летящих линий готики с парадным пространством классицизма в интерьерах Зимнего и Мраморного дворцов (1837-1839). Его же работе принадлежит Лютеранская церковь св.Петра на Невском проспекте в Петербурге, построенная в 1832-1838 гг.

Но все эти архитекторы проектировали и в других стилях. Например, Быковскиймного построил храмов в «русско-византийском» стиле. Его интерес к новым железо-стеклянным конструкциям демонстрируют пассаж Голицына (1841-1842) и Купеческая биржа на Ильинке в Москве (1836-1838). Быковский, как и все другие архитекторы его времени, исходил из глубокой убеждённости, что стиль сооружения выбирается в соответствии с его назначением.

 

ТЕМА 9. Русско-византийский стиль (официальное и неофициальное направления)

В Европе с эпохи Возрождения, а в России со времени петровских преобразований единый поток развития архитектуры раздваивается на народное и профессиональное зодчество. На базе романтизма формируется мнение об искусственном прерывании Петром 1 художественного развития России и о необходимости возвращения к своим национальным истокам в архитектуре, т.к. вся архитектура основанная на традициях классицизма не соответствует местным нравам, обычаям, вкусам, климату и т.п. На фоне наличия «национального» готического стиля у Англии, отсутствие ярко выраженного своего национального стиля в России воспринималось с чувством некоторой ущербности. Поэтому многие архитекторы занялись его поиском.

Первым обратилось к проектированию в псевдостилях царское правительство. По прямому заказу Николая І, был создан «русско-византийский стиль», ставший одним из материальных воплощений формулы «самодержавие, православие, народность». Эта триада отражала официальное понимание национальной идеи России и русского народа (народности), как производное от самодержавия и православия. Т.о. предполагалось, что не народ творец истории, а самодержавие как воплощённая идея народа.

«Русско-византийский стиль» («ретроспективно-русский стиль»)был основан на той идее, что именно из Византии Древняя Русь приняла христианство и именно оттуда пришёл канон крестово-купольного четырёхстолпного храма. Одновременно, именно к 1830-м гг. Российская империя добилась большого успеха в войне против Турции (в 1828-1829 гг. И.Ф. Паскевич освободил от турок и присоединил к Российской империи г.Эривань – современный Ереван в Армении). Это формировало мысль об скором освобождении от турок г.Константинополя (Стамбула) – древней столицы Византийской империи, преемницей которой позиционировала себя Российская империя. Сущность стиля заключается в создании архитектурного образа на основе симбиоза форм и элементов средневековой русской и византийской архитектур. Его создателем стал архитектор Константин Тон.

Обычно «русско-византийский стиль» представлен храмом, крестообразным или квадратным в плане, с огромным центральным куполом на четырёх внутренних столбах, с четырьмя малыми «апостольскими» куполами на углах, с закомарами над трёхчастными фасадами, венцами кокошников. Многое было взято из владимиро-суздальской и раннемосковской архитектурных школ. Одним из первых влиятельных шагов по утверждению русско-византийского направления в архитектуре стало строительство в 1837-1883 гг. в Москве храма Христа-Спасителя посвящённого победе в войне 1812 г. по проекту К.Тона.

В 1830-1840-е гг. не делается различий между терминами «русский», «византийский», «греко-российский» стиль – каждый из них использовался для обозначения «национального» стиля для России. В понимании К.Тона типом зданий олицетворяющих идею русского народа являются московские храмы 15-17 вв., отражавшие идею «Москва – третий Рим, а четвёртому не бывать». Большое значение для распространения ретроспективно-русского стиля, основанного на московско-ярославском наследии 15-17 вв., в гражданских постройках 19 в. оказало возведение Большого Кремлёвского Дворца и Оружейной палаты Московского Кремля (1839-1849, арх. К.Тон по заказу Николая І).

Обоснование К.Тоном через архитектуру идеи «официальной народности» вызвало появление «русского стиля» оппозиционного официальному направлению. Если «официально-академическое» направление «русского стиля» К.Тона опиралось на использование композиционных приёмов академического классицизма, только «одетых в русский костюм», то неофициальное «фольклорное» направление основывалось на изучении исконно народного творчества. Узоры, орнаменты, мотивы украшавшие предметы крестьянского быта, дерево как материал народной архитектуры становятся фирменным знаком этого направления, противопоставляемые академизму и отвлечённости классицизма. При необходимости применяются формы каменной, но допетровской, архитектуры, т.к. она тоже воспринималась как исконно народная. Неофициальное направление «русского» стиля оформилось к концу 1840-х гг., его родоначальником становится арх. Горностаев.

После смерти в 1856 г. Николая 1 и пересмотра насильственно навязывавшихся идеологических нормативов, государственная власть в России окончательно теряет былое влияние на художественный процесс, а архитекторы получают возможность самостоятельно заниматься поисками национального стиля. Начинается расцвет неофициального, демократического направления «русского» стиля, самым ярким проявлением которого стало появление в 1860-1870-х гг. «русского» стиля Гартмана-Ропета. Демократическое направление «русского» стиля в архитектуре родственно такому явлению как «народничество» в общественно-политической жизни страны.

Гартман Виктор Александрович (1834-1873) проектировал в основном постройки массового назначения, или постройки, рассчитанные на обслуживание широких масс народа. Среди его сооружений – Проект городских ворот в Киеве (1869), Зал народных чтений для выставки 1870 г., Народный театр для выставки 1872 г., Типография Мамонтова в Москве (1872), проект Морского отдела Русского павильона на Всемирной выставке в Вене 1873 г., многочисленные загородные дачи (Абрамцево под Москвой,1872), а также огромное количество эскизов для художественной промышленности – мебели, ламп, люстр, самоваров и т.д. Сооружения Гартмана подчёркнуто декоративны обилием и красочностью разнообразной орнаментики. Простой в основе узор при многочисленных повторах и вариантах превращает поверхности стен в гигантские орнаментальные панно.

Гартман использует подчёркнуто дешёвые «народные» материалы – дерево, холст, кирпич, майолика, которые не стремиться прикрыть штукатуркой, как того требовали правила классицизма.

Ропет Иван Павлович (наст. Петров Иван Николаевич, 1844-1908) – начал работать в области прикладного искусства на мебельной фабрике, используя в качестве образцов для своих изделий народные мотивы, придумывая различных павлинов, петухов, рукавицы, топоры, пёстро разукрашенную резьбу. Свои навыки оформления деревянной мебели и обязательно деревянных интерьеров по народным мотивам Ропет к концу 1860-х гг. переносит на стены архитектурных сооружений. Стиль Ропета определился как стиль загородных дач и жилых домов полусельских окраин. В этом виде строительства он смог достичь наибольшей характерности, найти законченные образы. Показателен его «Павильон России на Всемирной выставке в Париже в 1878 г.», состоящий из сложного сочетания башен, крылец, галерей и др. объёмов, скомпонованных по строгим правилам классицизма, но щедро изузореных и пёстро разукрашенных по не менее строгим правилам «русского» стиля. Не менее красочны баня-«Теремок» в Абрамцево (1876-1878) и Павильон садоводства на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896).

Несмотря на неповторимость построек в «русском» стиле Гартмана-Ропета, идеи народности, которые они хотели отразить, оказались слишком подчинёнными частностям, конкретным деталям. Мелочное, перенасыщенное, тяжеловесное (при всех вариантах), использование народных мотивов разрушает целостность впечатления. От чрезмерной дробности и детализации сооружения эстетически проигрывают. Эти особенности архитектурного образа сооружений были причиной появления в 1880-1890-гг презрительных кличек «петушиный стиль», «ропетовщина».

Не смотря на это, творчество Гартмана-Ропета оказало огромное влияние на строительную практику России второй половины 19 – начала 20 в. Их произведения оказались созвучными новому «городскому фольклору», обнаружив огромную жизнеспособность и заключённое в их основе здоровое начало. Мещанская архитектура, жилище городских низов – эта та область, в которой проявился здоровый симбиоз «ропетовщины» и местных традиций народного зодчества. Яркость красок, узористость, фантастичность и простодушность, импонировали вкусам городских низов, стали доступными для восприятия и воспроизведения в архитектуре широких слоёв населения.