ТЕМА 10. Рационалистическое направление в российской архитектуре

Около 1870-х гг. даёт о себе знать внестилевое (несоответствующее ни одному стилю) направление в архитектуре. Познее появление этого направления в архитектуре объясняется тем, что: 1) нужно было время для осознания отвлечённости идей архитектуры классицизма; 2) чтобы принцип подражательности окончательно дискредитировал себя; 3) чтобы вызрели представления о других способах формообразования, чем использование мотивов прошлого.

Основоположником рационалистического течения в российской архитектуре считается арх. Красовский, утверждавший, что конструкция является главным источником архитектурных форм, и задача искусства в придании грубым формам техники художественной законченности. Рационалисты исходили из утилитарных факторов – материала, конструкции, и создали свой «кирпичный» стиль, получивший особо широкое распространение в конце 19 в. в строительстве массовых сооружений из облицовочного кирпича.

«Кирпичный» стиль полная противоположность «русскому», програмной идейности которого он противопоставляет програмный прагматизм. Теоретики этого стиля предполагают, что строгое соответствие назначению и конструкции соружения выявит соответствующую им архитектурную форму. Т.о. эстетические вопросы исключаются из сферы интересов рациональной архитектуры, а художественное украшение объявляется ненужной роскошью. Кирпичная облицовка фасада признаётся более рациональной в отличие от штукатурной отделки. «Кирпичный» стиль становиться символом практицизма 19 в., стилем массового и дешёвого строительства. В нём застраивается вся провинция.

Но несмотря на расчётливую противопоставленность русскому стилю, «кирпичный» стиль очень близок демократическому варианту русского стиля. Оба направления антиакадемичны, оба применяют цветной и фасованный кирпич, оба используют кирпичную кладку, напоминавшую народные узоры. Это свидетельствует, что кирпичный стиль – тоже эклектика. Но отличительной особенностью кирпичного стиля стала ориентация не на выразительность отдельной детали, а на выразительность целого, которая подчёркивалась фактурно-цветовой облицовкой. Небольшие размеры деталей и их огромное количество ведут к утрате выразительности каждой из них, и на первый план выступает выразительность всего коврового рисунка фасада. Это те приёмы, которые были нехарактерны для эклектики и свидетельствовали о начале её конца. В дальнейшем они легли в основу поисков модерна.