ТЕМА 14. Зарождение эклектики в архитектуре Беларуси. Псевдоготический стиль

С конца 18 в. на территории Беларуси, в недрах классицизма распространяется увлечение готикой, пришедшее из Англии. Одним из ранних примеров применения псевдоготики является ратуша в Чечерске (конец 18 в.), соединяющая центрическую постройку классицизма с готическими формами здания.

Таким же ранним примером проявления псевдоготики в условиях классицизма является перестройка дворца в Гомеле в 1830-1840-х гг. архитектором Адамом Идзковским. В целом классицестический дворец, украшенный в коринфском и ионическом ордерах, получил ассиметричную общую композицию с четырёхярусной башней, стены которой прорезаны высокими тонкими тройными окнами и увенчиваются зубцами. Кроме работ в Гомеле, в творчестве А.Идзковского много построек в готическом стиле и на территории Польши.

Особенно широко псевдоготика распространилась с 1850-х гг. Наибольшее распространение она получила в усадебном и костёльном строительстве. Дворцы возводились в виде средневекового замка, набор готичесих форм которого включал стрельчатую арку, высокие и остроконечные крыши, шпили, ступенчатые щиты, контрфорсы и др. элементы. Ярким примером ранней псевдоготики является дворец Пусловских в д.Косово (Ивацевичский район Брестской обл.) (арх. Ф.Ящолд и В.Варкони, 1838), а также Кальварийский костёл(1839) и костёл св.Роха(1864) в Минске, костёл в д.Сарья(Г.Шахт, 1852-1857).

Одной из особенностей развития эклектики на территории Беларуси было воздействие на эстетическую мысль романтизма восстаний против царизма в 1830-1831 и 1863 гг. Их поражение сопровождалось наступлением государственно-имперской реакции, жестокой волны репресий, и в конечном счёте – переоценкой идеалов, в первую очередь в среде шляхты-дворянства, пытавшейся уйти от кровавой и страшной современности в образы «красивого прошлого». Обращение к наследству идеализированного прошлого было характерно и для других областей культуры – например, в творчестве А.Мицкевича (поэмы «Дзяды», «Пан Тадеуш», «Свитязь и Свитязянка» и др.).

Развитие промышленности требовало возведения новых зданий и сооружений, практичных и дешёвых по своим качествам. Здания построенные в классицизме не соответствовали этим требованиям, поэтому фабрики возводили на основе рационалистических подходов. Особенностью является то, что для белорусской промышленной архитектуры характерно решение фабрично-заводских зданий не в псевдорусских, а именно в псевдоготических формах – сахарный завод в Гомеле (1840 г.), дом управляющего фольварком Богуславский в Прудке (1849), водонапорные башни в Гродно и Минске (вторая половина 19 в.) и мн. др.

Широкое распространение в шляхетских усадьбах получило возведение семейных усыпальниц в псевдоготическом стиле. К этом же стилю относиться абсолютное большинство костёлов возведённых в 1890-1917 гг. Обычно это кирпичные постройки с 1-2 башнями увенчаными высокими остроконечными шпилями.