Пседворусский стиль

Наиболее заметным и определяющим на общем фоне эклектических стилей в Беларуси был русско-византийский стиль, распространение которого в первую очередь было связано с православной церковью и имело определённую идейно-политическую и историко-культурную обусловленность. После подавления восстания 1830-1831 гг. перед российским правительством встала проблема укрепления западных рубежей империи. С целью искоренения «западного и польского влияния» и русификации населения Беларуси на специально выделенные государственные средства возводилось огромное количество православных храмов, которым отводилась ведущая роль в проведении государственной политики. [«То что не сделал русский штык, сделает русская школа»]. Такие мероприятия с одной стороны содействовали укреплению православия среди местного населения, а с другой – укреплению покорности царской власти на западных рубежах империи. В качестве дополнительной меры было существенно ограничено католическое строительство.

Первоначально в стиле псевдоруссизма строили только православные храмы. Распространению этого стиля в церковной архитектуре содействовал и специальный пункт в строительном уставе 1865 г., требовавший возведения православных храмов исключительно в «византийском духе».

Особенно массово строительство храмов в псевдорусском стиле проводилось после подавления восстания 1863 г. с подачи генерал-губернатора Муравьёва. Поэтому канонизированные варианты церквей в этом стиле, выстроенные в конце 19 в. в Беларуси часто называют «муравьёвками».

Наиболее распространённым в Беларуси был тип храма, имитировавший московскую церковную архитектуру 17 в. – вытянутая по прямой линии композиция, в которой вход под двухярусной колокольней ведёт через трапезную к квадратному объёму основного помещения, и далее в апсиду. Основное помещение храма увенчивалось одним куполом либо традиционными пятиглавием. (Полесская Никольская церковь в Гомеле, 1904).

Другой тип наиболее распространённого в Беларуси храма в русско-византийском стиле представлял собой крестообразное или квадратное в плане здание с большим центральным куполом на четырёх внутренних опорах и «апостольскими» куполами-луковицами на углах, закомарами над трёхчастными фасадами, венцами кокошников, декоративным узорочьем. Яркий пример – церковь А.Невского в Борисове (1871-1874, арх. П.Меркулов), усыпальница Паскевичей в Гомеле (1870-1889, арх. Е.И. Чарвинский).

С целью «обрусения края» после подавления восстания 1863 г. многие католические храмы закрывались, передавались под православные церкви и соответственно перестраивались в псевдорусском стиле. С целью постройки православных храмов, но главным образом с целью перестройки ряда бывших католических костёлов в православные церкви в Беларусь специально было направленно несколько групп российских архитекторов. В результате таких «реконструкций» многим памятникам белорусской культовой архитектуры 17-18 вв. был нанесён значительный художественный урон – например, храмы в Юровичах, Мозыре, Вилейке, Гриневичах (Свислочский р-н)имн. другие.

Большинство местных и приглашённых архитекторов проблему поиска национальной самобытности решали путём насыщения своих произведений многочисленными этнографическими и археалогическими деталями. Во внешнем оформлении зданий мастера часто использовали элементы традиционной архитектуры, в частности элементы художественной ковки – кронштейны, решётки, ограды. Широко использовалась художественная керамика (напр. церковь в д.Пиревичи, Жлобинского района), несколько реже – мозаики (часовня Паскевичей в Гомеле).

Постепенно псевдоруссизм широко распространился и в гражданской архитектуре, но в первую очередь в официальном строительстве – здание Минского Виленского вокзала(конец 19 в.). Наиболее ярко стилизаторство в духе древнерусской архитектуры с богатой орнаментацией и узористой кирпичной кладкой, проявилось в архитектуре Могилёва и Гомеля, где «русский» стиль имел наибольшее количество последователей – городской театр в Могилёве (1886-1888, арх. П.Камбуров), городская дума в Гомеле, (1880, арх. Торлин) и др.

Широкое распространение в промышленно-гражданском и жилом строительстве, особенно в восточной и центральной Беларуси, получил «кирпичный стиль», своими архитектурно-образными средствами соединявшийся с кирпичным псевдоруссизмом. Ярким примером являются усадебный дом Гилярдов в д.Демьянки, Добрушского района и усадебный дом Бычковских в д.Речки, Ветковского района.

Одной з ярких национальных особеностей белорусской архитектуры этого времени являлось строительство из дикого камня. Наибольшей популярностью этот местный строительный материал пользовался при строительстве храмов в западных и частично в северо-восточных районах Беларуси. Эта традиция имеет свои корни ещё в гродненской архитектурной школе 12 в. Строительство из бутового камня было достаточно дешёвым, в отличие от строительства из кирпича, и придавало сооружениям особую художественную выразительность. Кирпич в основном использовался только для ответственных частей здания – углов, проёмов окон и дверей. При возведении зданий из бутового камня большие швы-щели между валунами заполнялись мелкими камнями или щебнем. В самом конце 19 в. валуны и дикий камень в строительстве стали заменять колотым камнем. Эту технику дополняли кирпичной кладкой и штукатуркой, что в соединении с побелкой давало возможность создать яркие цветовые композиции – Успенская церковь в д.Рабунь, Вилейского р-на (1862), костёл в г.Браславе, колокольня при церкви в д.Сынковичи.