Псевдобарокко

В конце 19 в. в рамках авангардных поисков модерна, архитекторы обращаются к барочным скульптурным и декоративно насыщенным формам. Успешным и зажиточным слоям населения – предпринимателям и купечеству, аристократии, богатым приходам нужно было материальное отражение их стабильного положения в жизни. Одним из ранних примеров зданий в псевдобарочном стиле является дом врача в Гомеле Наума Александрова (1903, арх. С.Шабуневский).

Примером богатых шляхецких усадьб является дворец в д.Желудок (Щучинский р-н), построенный в 1907-1908 гг. арх. В.Маркони. Двухэтажный дворец с ломанной мансардной «французской» крышей имеет аристократично-импазантную и величественную композицию плавных, пластичных очертаний с элементами рококо – картушами, вазами, гирляндами и т.д.

Несохранившийся дворец Антонины Радзивилл в Маньковичах под Столином, представлял собой современную дворцовую композицию, асоциативно связанную с несвижским дворцом (1905, берлинский арх. Венцель). В первую очедь это достигалось за счёт использования мансарндрной крыши, высокой четырёхярусной башни, мощной въездной арки. В этом, бесспорно, отражено стремление владельцев подчеркнуть своё древнее происхождение.

В стиле близком к псевдобарокко возводятся вокзалы на ст. Новоельня (Дятловский ра-н) и в Гомеле(1880 г.), а также главный фасад театра «Модерн» в Рогачёве.