Псевдороманский стиль

В начале 20 в. архитекторы в Польше, Беларуси и Украине обращаются к романскому наследию. Через тяжёлые, закрытые, массивные формы и статичную приземлённость композиций архитектуры стремяться передать в зданиях суровый оборонительный характер романских прототипов 10-12 вв. Для этого используют систему простых геометрических объёмов – кубы, параллелепипеды, призмы, цилиндры, а также мощные арки, цилиндрические и крестовые своды и т.д. Общественным и дворцовым зданиям придаётся крепостной вид – дворец в д.Юршево, Оршанского района. Однако тяжеловесные мрачноватые формы псевдороманского стиля мало соответствовали запросам буржуазии и богатого дворянства при возведении личных резиденций. Поэтому наибольшее распространение этот стиль получил при возведении костёлов, которые получали вид мощной трёхнефной базилики с массивными стенами и башнями.

Крупнейшим произведением псевдороманского стиля является костёл св. Симона и Алены в Минске (Красный костёл) (1905-1910, польский арх. Т.Пайздерский), костёл Божьего Тела в д.Иказнь (начало 20 в.), костёл Сердца Иисуса в д.Слободка, Брасловский р-н (1903), костёл в Зельве.