Стиль модерн в деревянной архитектуре

Не смотря на сугубую индивидуалистичность (а значит потенциально – элитарность) стиля «модерн», проекты зданий в котором могли позволить лишь достаточно обеспеченные заказчики, этот стиль получает некоторое распространение и в таком виде народного творчества как деревянное зодчество.

Модерн в народной деревянной архитектуре проявился в применении ассиметричной композиции самого здания и резного декора выполненного в плавно-волнитых либо геометрических мотивах этого стиля. При этом непосредственно в возводимых деревянных зданиях названные элементы стиля «модерн» часто употреблялись с элементами традиционного местного народного зодчества – симетричными композиционными решениями планов и фасадов, резным архитектурным декором. Фиксируется два основных спосаба соединения традиционных и модерновых элементов:

1. Здание с ассиметрией общей композиции или только фасада, украшенное резным декором в целом традиционном для данного рэгіёна или выполненном в стиле модерн. Как вариант – здание украшеное декором целиком соответствущим местным народным традициям архитектурной резьбы, но отдельные конструктивныя элементы (наличники, двери) выполнены или украшены в соответствии с мотивами модерна.

2. Здание традиционой композиции, украшенное целиком традиционным местным декором, но резное воплощение отдельных элементов которого переработано уже в соответствии со стилистикой декоративного направления модерна.

Однако нужно отметить, что все зафиксировнанные примеры проявления в народной архитектуре таких профессионального стиля как модерн, отмечены только в тех городах, которые в начале 20 в. представляли собой крупные промышленные центры с выразительной региональной культурной традицией – Гомель, Рогачёв, Речица и др.

Традиционно в белоруской истории архитетктуры к деревянным сооружениям в стиле «модерн» относят особняк купчихи Кацнельсон в Бобруйске (1912 г.). Следы влияния стилистики модерна на архитекторов проектировавших данное здание прослеживаются в ассиметрии размещения входа, в оформелении центрального окна второго этажа в виде традиционного для модерна мотива круга и вставленного в него прямоугольника, в контрастном противопоставлении фактур материала за счёт монипулирования фигурной шелёвкой, а также очень своеобразной трактовке образа здания (в целом с симетричной композицией). Однако в целом декоративное оформление особняка близкое к переработке традиционной народной архитектурой стилистики классицизма. Исходя из этого, данное здание можно отнести к воплощению стиля «модерн» в деревянной архитектуре только с некоторыми уточнениями – оно, скорее, пример применения отдельных мотивов стиля «модерн» и фольклоризированного восприятия неоклассицизма в деревянной аритектуре.