Зарождение эклектизма как метода архитектурного мышления

Еще в 18 в., в эпоху классицизма, изучение античных построек (что, собственно, и стало основой архитектуры классицизма), копирование их элементов в современных зданиях подтолкнуло развитые страны, которые не имели античного наследия (Англия), к активному изучению своей неантичной средневековой архитектуры.

Так, один из исследователей английского готического искусства Хорас Уолпол, отстаивая преимущества готики перед классикой, около 1752 г. перестроил свою виллу Строберри-хилл в готическом стиле. Это имело большой резонанс и способствовало широкому распространению готических форм в английской архитектуре и прикладном искусстве. Но готика тут воспринималась как декоративная система, основанная на принципах живописности.

С ростом национального самосознания готика была признана английским национальным стилем. Под влиянием этих настроений возник комплекс зданий британского Парламента, построенный в Лондоне сэром Чарлзом Бэрри и Огастесом Пьюджином в 1840-1860-е гг. Сооружение представляет впечатляющую композицию с хорошо проработанными деталями и высокого качества интерьерами. Разработанная Пьюджином система декорации в стиле перпендикулярной готики напоминает оформление капеллы Генриха VII в Вестминстерском аббатстве, однако ни план, созданный Бэрри, ни компоновка объёмов не имеют ничего общего с готикой. Из Англии увлечение готикой распространилось и на другие страны.

С другой стороны, основанная на отвлечённых идеальных схемах, ордерная система классицизма в первой половие 19 в. уже не воспринимается как олицетворение абсолютной истины, заимствованной из античности. Перестав быть мерилом абсолютной красоты, ордер соответственно теряет значение формообразующего элемента архитектурной системы. Но традиция использования внешних привлечённых форм остаётся, она переходит в эклектику, только вместо ордера стали использовать архитектурные элементы всех известных эпох.

Огромное влияние на развитие архитектуры оказал романтизм в европейском искусстве конца 18 – первой половины 19 в., с его устремлением к прекрасным идеалам прошлого.

Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и общественном прогрессе, романтизм противопоставил утилитарному нивелированию личности в эпоху капитализма устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости, образцы которых он находил в прошлом. Т.о. литераторы романтизма в своих произведениях взращивали тенденцию к ретроспективной реабилитации исторических художественных стилей.

Возвращение к истории выступило своеобразной формой отречения от действительности. Но это было не бегство от общественно-культурного положения в метафизические представления, а освоение исторического опыта как средства противопоставления пошлости и плоскому практицизму буржуазной действительности. Национально-романтические тенденции были характерны для всех европейских стран, что в значительной мере обусловило единую закономерную последовательность историко-художественных явлений, которые отразились в быстром распространении, борьбе и замене стилей и направлений в различных областях художественной культуры.

Интерес к полузабытому, привлекающему своей таинственностью прошлому, свойственная романтизму апелляция к воображению в противовес классической апелляции к разуму, а также ко всему национально-своеобразному, как нельзя более способствовали осознанию ценности своего неклассического художественного наследия, которое воспринималось как самобытное, органически вытекающее из национальных основ. Это привело к активному строительству зданий на основе внешних признаков архитектурных стилей разных эпох. Так появилось и распространилось в архитектуре новое направление – «эклектика» (не все исследователи соглашаются назвать эклектику стилем).