Ретроспективные стили и причины заката эпохи историзма

Одним из ранних проявлений эклектики стало появление «псевдоготики» – стиля основанного на воспроизведении основных форм готики, в которой видели органическое единство жизни и художественного творчества людей средневековья. В духе романтизма, люди стремились спастись от настоящего в средние века, в мистицизме средневековья и поэтому окружали себя вещами и обстановкой того времени.

Ещё со второй половины 18 в. в Англии получило распространение возведение построек в готических формах, а в 1830-1850-е гг. «псевдоготика» пережила свой расцвет по всей Европе.

Одной из причин широкого распространения псевдоготики в Англии была большая гибкость её композиционных приёмов, живописность общего облика готических зданий, хорошо увязывавшаяся со средневековой застройкой английских городов. Свободная живописность готических замков стала восприниматься заказчиками более интересной и удобной в противопоставление холодной регулярности классицизма.

Во внешнем облике зданий и особняков стали использовать мотивы поздней «перпендикулярной» (Тюдоровской) готики (Британский Парламент в Лондоне, 1840-1860-е гг.). Большим успехом пользовались архитектурные формы жилых зданий той эпохи. Щипцовые крыши с большим навесом, высокие кирпичные трубы, простота и суровость каменных стен, прорезанность небольшими окнами возродились во многих особняках 19 в. (дом-особняк в Лейзевуде, 1869, арх. Норманн Шоу).

Псевдоготика была популярна в церковном католическом строительстве. В Германии постепенно закрепилось использование за отдельными типами зданий того или иного стиля и псевдоготика закрепилась за культовыми постройками (церковь Христа в Ганновере, 1859, арх. Конрад Хазэ). Псевдоготика в силу местных исторических традиций также была характерна для Нюрнберга (замок Нойшванштайн в Баварии,1867-1886,арх.Ридель). Некоторые архитекторы пытались соединить псевдоготику и новейшие материалы – готические очертания приданы металлостеклянным конструкциям крытого двора Музея естественной истории в Оксфорде (1885-1890, арх. Дип и Рудворд).

Со второй половины 18 в, а особенно в 1830-1840-х гг. на основе обращений и копирования приёмов и форм архитектуры античной Греции возник псевдогреческий стиль («помпеянский» или стиль «неогрек»). В отличие от классицизма, основанного на восприятии закономерностей архитектуры античности как идеального образца, произведения псевдогреческого стиля копировали реальные античные сооружения. Самой ранней попыткой возродить греческую архитектуру был павильон в парке Хегли (1758, Хорчестершир, Англия), где Дж.Стюарт воспроизвел торцовый фасад храма Тезея в Афинах.

Учитывая то обстоятельство, что греческий храм не имел доступного людям внутреннего пространства, в рамках классицизма «греческое» соединяли с «римским». В 1830-е гг. подражание древнегреческой классике становится популярным в США. Дома-усадьбы имеют облик греческих храмов с пристроенными к основному объему боковыми корпусами (например, дом Ли в Арлингтоне, шт. Виргиния). Зданию казначейства в Нью-Йорке, спроектированному архитекторами Тауном и Девисом, придан вид амфипростиля, к которому ведет широкая лестница (тип храма, имеющего портики с колоннами на торцовых фасадах). Пропорции элементов дорического ордера в этой постройке соответствуют значениям пропорций Парфенона. Почти точную копию Парфенона представляет собой Валгалла, построенная в 1830-1842 гг. арх. Лео фон Кленце в Регенсбурге (Германия). Псевдогреческий стиль был фактически последней волной увлечения далёкой античностью.

Существование псевдороманского стиля приходится примерно на 1813-1910 гг. Стиль основан на использовании декоративных элементов и приёмов архитектуры раннехристианского и романского западного средневековья. Широкое развитие получил во многих станах Европы и США, особенно в тех, которые не имели своего романского наследия. Первоначально (~до 1850-х гг.) псевдороманский стиль особенно активно использовался в культовом строительстве, часто в сочетании с другими направлениями историзма. Центрами распространения были Бавария, Нижняя Саксония. В Пруссии подражание древнехристианским базиликам в протестанских храмах противопоставлялось католической неоготике (Фриденскирхе в Потсдаме, 1845-1848, арх. Персиус). Прусское правительство, стремясь объединить раздробленные немецкие земли в единое государство вокруг своего государства (что позже и произошло), в идеологии стремилось опереться на культурное наследие Германии 10 – 12 в. – эпохи Фридриха 1 Барбаросы, императора Священной Римской империи германской нации. Псевдороманский стиль здесь, в Пруссии, получил официальный статус аналогичный русско-византийскому стилю в Российской империи.

Во второй трети 19 в. возник стиль «псевдореннесанс», основанный на использовании свободных комбинаций ордерно-арочной системы, филёнок, рустов и рельефов эпохи Ренессанса в зданиях с новыми функциями и конструкциями – здание Королевской академии строительства в Берлине, (1832-1836, арх. Шипнер). Здание Клуба Путешествий в Лондоне (1837-1840, арх. Чарлз Барри) похоже на флорентийский полаццо Пандольфини. Отсылки к Ренессансу связывались с мифологизацией прошлого буржуазии, ставшей господствующим классом, и её ценностями. Косвенно это подтверждается тем обстоятельством, что в это же время в Германии закрепилась традиция возведения ратуш в неоренессанском стиле. Крупнейший представитель неоренессанса – арх. Земпер, построивший здание Придворного театра в Дрездене (1838-1841). В конце 19 в. неоренессанс уступает популярность необарокко и эклектизму допускавшему сочетание в одном здании различных стилей. В стиле переходном от неоренессанса к необароко построен Рейхстаг в Берлине (1894-1894, арх. Пауль Валло).

«Псевдобарокко» возникло около 1840-х гг. на основе форм барокко и стремлении аристократии и крупной буржуазии к демонстративной расточительности и представительности. Ранними постройками в духе Растрелли являются дворцы в СПБ – Белосельских-Белозерских на Невском проспекте (1840-1841, арх. Штакеншнейдер) и Юсуповой на Литейном проспекте (1852-1858, арх. Бонштедт).

Вершиной необарокко является Гранд Опера в Париже (национальная академия музыки) построенная в 1861-1874 гг. арх. Шарль Гарнье. Её пышно декорированные фасады и всё внутреннее убранство приближены к декоративным формам зрелого европейского барокко 17 в. Всюду изобилие орнаментации, фойе и зрительный зал богато оформлены с использованием цветных мраморов и бронзы.

В этот же период (середина 19 в) ещё продолжает свое существование и поздний классицизм, получивший в Австрии и Германии название «бидермайер», ставший символом бюргерского благополучия и уюта. Во Франции же это стилистическое направление распространилось как «стиль Луи-Филиппа» или «стиль Третьей Империи». Простые и уютные здания этого стиля, вызывающие ощущение интимности и замкнутости пространства, сменились к 1850-м годам роскошным и блистательным псевдорококо, придавшим лоск и пышность особнякам высших слоев современного общества – состоятельной буржуазии. Этот пышный электический стиль, получил также название «второй рококо», или «выставочный стиль».

Все сооружения в возведённые эклектических стилях в функционально-планировочном отношении вполне удовлетворяли современным требованиям, в них были применены новейшие современные конструкции, лучшие облицовочные материалы, но в художественно-образном отношении они всё же в той или иной мере были обращены к прошлому.

Около 1870-х годов в архитектуре возникает особое рационалистическое течение, получившее название «кирпичный стиль». Начало этому течению положило творчество голландского архитектора Х.П. Берлаге (1856-1934), который стремился использовать эстетические свойства натуральных материалов – кирпича с отделкой стен белым камнем (традиционный приём в архитектуре северных стран). К тому же живые существующие со времён средневековья здания в стиле кирпичной готики давали живые образцы для подражания. Биржа в Амстердаме, построенная по проекту Берлаге в 1897-1903 гг., близка по стилю «кирпичной готике», а последователи архитектора создали амстердамскую школу архитектуры нового рационалистического направления. Однако «кирпичный стиль» в большинстве европейских стран развивался в границах периода историзма и эклектики второй половины 19 в. и только предвещал рационалистическое течение в архитектуре модерна. В фасадах зданий этого направления произвольно сочетались мотивы разностильного декора, частично восходящие к романским, готическим, византийским или народным прототипам. С помощью глазурированного кирпича и фигурной кладки на фасадах зданий создавались причудливые орнаменты карнизов, тяг, наличников и порталов. Именно отсутствие целостного художественного стиля породило и закрепило за этим явлением такое странное название – «кирпичный стиль».

С одной стороны, особый интерес в 19 в. к истории, археологическим открытиям и новейшим исследованиям в области истории архитектуры обеспечивали большую популярность ретроспективных стилей. Но с другой стороны, одновременно с попыткой мастеров как можно глубже понять сущность того или иного стиля, относящегося к ушедшим эпохам, появляется и стремление к тиражированию созданных ими произведений искусства посредствам применения машин, техники. Таким образом, эпоха пытается поставить исключительное на конвейер общедоступного. Изысканные предметы, доступные ранее лишь людям с хорошим вкусом и большим достатком, заполнявшие прежде богатые комнаты и блистательные салоны, тиражируются, получая жизнь в «топорных» копиях, которые заполняют скромные квартиры. Теперь настоящие произведения искусства, выполненные мастерами в стиле той или иной эпохи, соседствуют с грубыми подделками.

Именно это и привело стиль «историзм» к своему логическому завершению, что в последствии случится и с таким самобытным стилем, как модерн. Но не только индустриальная революция послужила причиной угасания стиля историзм. Вероятно, усталость от постоянно повторяющегося использования старых форм послужила решающим толчком к созданию нового, ни на что не похожего стиля – модерна. Характерно, однако, что именно этот архитектурный и оформительский эклектизм с его «свободой выбора» архитектурных и орнаментальных мотивов оказал значительное влияние на становление целостного в своей сущности, но питающегося из самых разнообразных источников стиля «модерн».

На последнюю четверть 19 в. припадает расцвет буржуазной архитектуры. На последнее десятилетие 19 в. приходится активный поиск нового стиля и его нахождение. Это был европейский модерн, который в основном завершил этап эклектики и открыл этап новых, уже не только стилистических, поисков. В начале 20 в. от модерна произошёл переход к современной архитектуре.