О рациональности и оппозициях рационализму. Смысл иррациональности

 

Если в качестве основания взять отношение к разуму, получим рационализм и иррационализм. Однако здесь уже следует проявлять большую осторожность ввиду слабой проработанности вопроса. Одно дело – внутринаучные версии рациональности (ее классическая, неклассическая, постнеклассическая разновидности), другое – ее (рациональности) культурно-исторические типы. Оппозиций рационализму, как его охарактеризовали выше, несколько: сенсуализм, эмпиризм, интуитивизм, иррационализм. Однако сенсуализм и эмпиризм, взятые не во внутринаучном, а в культурно-историческом контексте, – это лишь другие уровни рационализации. По этой причине для ясности понятий В. С. Швырев обоснованно предложил считать противоположным эмпиризму не рационализм, а теоретизм. Интуитивизм может быть составной частью рационального мышления и отходит от него, когда обретает мистическую окраску «непосредственного схватывания» сути целого в обход разума. Действительной оппозицией рациональности и рационализму как ценностно-мировоззренческой установке является только иррационализм. Однако хотим заметить, что иррационализм в чистом виде также не существует: присущие ему способы аргументации а-логизма бытия, недостижимости его понимания, выражения в понятиях вполне рациональны, это своего рода «бунт на коленях»; часто аргументация иррационалистов сводится к констатации нетехнологичности жизнедеятельности человека, тем самым фиксируя неприятие не рационализма, а его определенных культурных форм.