рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Рационализм и эмпиризм

Рационализм и эмпиризм - раздел Философия, ЖИЗНЬ И СОЗНАНИЕ Главными Познавательными Способностями Человека Являются Чувства И Разум. Одн...

Главными познавательными способностями человека являются чувства и разум. Одной из важнейших проблем теории познания стал вопрос об их роли в получении и обосновании знания. Разные решения проблемы обоснования знания привели к расколу философов на два конфликтующих направления — эмпиризм (сенсуализм) и рационализм. Обоснование – это способ оценки и принятия знаний, обоснование знаний состоит в установлении их истинности или ложности. Оно включает целую серию мыслительных действий, касающихся:

1) доказательства истинности одних суждений с помощью других, истинность которых уже установлена. Данное, наиболее строгое доказательство, достигается с помощью дедуктивных умозаключений и является опорой рационализма;

2) подтверждения вероятностного утверждения, например гипотезы, соответствующими аргументами или доводами в виде фактов, свидетельств и данных наблюдений, и является опорой эмпиризма.

Эмпиризм (от греч. empiria опыт)это направление, придающее решающую роль в процессе познания органам чувств и чувственному опыту. Эмпиризм исходит из того очевидного факта, что наше познание внешнего мира начинается с чувственного восприятия: вступая в контакт с окружающими вещами и явлениями, мы с помощью органов чувств получаем ощущения и восприятия. Затем мы комбинируем эти восприятия, классифицируем, обобщаем их, находим средства их выражения — все это делает разум. Но он ничего не может добавить к тому, что уже содержалось в чувственном восприятии. В разуме нет ничего, чего уже не было бы в чувствах. Идеалистический эмпиризм (Дж. Беркли, Д. Юм) ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир. Материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк) считает, что источником чувственного опыта является объективно существующий внешний мир. Ограниченность эмпиризма состоит в преувеличении роли чувственного познания, опыта и в недооценке роли научных абстракций и теорий в познании, в отрицании активной роли и относительной самостоятельности мышления.

Рационализм (от лат. ratio — разум) – это направление, опирающееся прежде всего на успехи математики и математического естествознания, его представители стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины не выводимы непосредственно из данных чувственного опыта и его обобщений, а могут быть почерпнуты только из самого мышления, для которого являются врожденными. Согласно рационализму, всеобщность и необходимость — логические признаки достоверного знания — не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума. Опыт оказывает известное стимулирующее действие на появление понятий, которыми оперирует ум, но характер безусловной всеобщности и безусловной необходимости им сообщают предшествующие опыту и от него будто не зависящие усмотрения ума или априорные формы. Его представители в 17 в. - Декарт, Спиноза, Лейбниц, в 18 в. - Кант. Фихте, Гегель.

Хотя к настоящему времени выявилась историческая ограниченность как эмпиризма, так и рационализма, до сих пор философы, рассматривающие проблемы теории познания, тяготеют либо к эмпиристской традиции, напр. позитивизм, либо к рационалистской, напр. неокантианство.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЖИЗНЬ И СОЗНАНИЕ

На сайте allrefs.net читайте: ЖИЗНЬ И СОЗНАНИЕ.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Рационализм и эмпиризм

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Проблема сущности жизни
Проблема жизни относится к тем научным проблемам, которые имеют несомненный философский смысл и значение. В этой проблеме — два основных аспекта, тесно связанных между собой: 1) вопрос о взаимоотно

Критерии жизни
Суммируя современные естественнонаучные подходы к пониманию жизни, можно выделить следующие основные критерии живых систем: 1) Единство химического состава. В состав живых организмов и неж

Проблема происхождения жизни
Проблема происхождения жизни – одна из самых волнующих загадок для человечества. Поскольку эта проблема не имеет однозначного решения, в истории сложился ряд гипотез объясняющих происхождение жизни

Психика, душа, дух.
Проблема сознания является одной из самых трудных в философии. Описать сознание, а тем более определить его природу, сущность очень трудно, поскольку оно не существует как какая-то вещь наряду с др

Понятие сознания
Сознание чрезвычайно многопланово, и поэтому оно является предметом изучения различных наук: психологии, психиатрии, психофизиологии, социологии, юриспруденции, кибернетики, информатики и др. Филос

Подходы к решению проблемы сознания.
Подходы к проблеме сознания развивались в четырех классических направлениях: 1. Объективный идеализм. Сознание есть вечная и всеобъемлющая духовная субстанция, представляет собой абсолютну

Естественные предпосылки и источники сознания.
Наука всегда искала и продолжает искать естественные, природные предпосылки сознания. В качестве важнейшей из них предлагается свойство отражения, которое является всеобщим и присуще любым м

Знание и мнение
Знание (эпистеме) и мнение (докса) - категории древнегреческой теории познания, особенно характерные для элейской школы и платонизма. Парменид впервые соотносит мнение и знание (и соответствующие и

Проблема метода в философии
Современная научная методология восходит к философским поискам универсального метода познания 17 века, оформившим основные методологических линии эмпиризма (Бэкон) и рационализма (Декарт). Они перв

Проблема врожденности знания
Другим важным гносеологическим вопросом была проблема врожденных идей. Крупным представителем английского эмпиризма был Джон Локк (1632-1704). Он обосновал принцип материалистического сенсуализма -

Скептицизм
Проблема основания познания, получившая противоположные решение со стороны рационализма и эмпиризма, предполагает и третий взгляд, согласно которому достоверное познание в принципе невозможно. Данн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги