Эволюция первобытного общества

Многообразие исторического развития связано с особенностями и различиями возникновения общественной жизни в различных регионах Земли. На ее возникновение повлияли климатические и географические условия, положение регионов. Различная скорость общественного развития привела к неравномерности темпов исторического формирования разных народов. У всех народов была общая исходная точка развития первобытное, или примитивное, общество. Но даже в начале ХХI столетия народы достигли разных его уровней, что было обусловлено различными причинами.

Первобытное общество первая форма бытия человеческого общества и, соответственно, - первая стадия его исторического развития. Видимо, для этой формы жизнедеятельности людей были характерны коллективизм во имя обеспечения жизненных условий и относительное социальное равенство членов общества.

Если оставить в стороне теорию божественного или космического происхождения человека, то бесспорным остается во всяком случае одно — самый ранний период доистории человечества, длившийся несколько миллионов лет, начался с перехода от биологической формы развития материи к социальной, то есть с периода становления отдаленных предков человека. Формирующиеся люди, к которым относят архантропов и палеантропов, жили в обществе,
которое принято называть первобытным человеческим стадом, или праобществом
(праобщиной).

В развитии первобытного общества достаточно четко прослеживаются две стадии (периода):

1) стадия ранней первобытной общины или, как ее иногда называют в литературе, первобытной коммуны;

2) стадия поздней первобытной общины.

На первобытной стадии развития люди из камня, кости, рога, дерева и возможно других природных материалов создавали орудия, но пищу еще производить не умели. Основными способами добывания средств для обеспечения жизни являлись собирательство и охота, позднее рыболовство. Избыточный продукт был либо крайне мал, либо добывать его не удавалось. Скорее всего сообщество людей создавало продукта не больше, или не намного больше, чем его требовалось для физического обеспечения существования всех его членов. Этот тип (или способ) ведения хозяйства нередко называют присваивающим.

В условиях присваивающего ведения хозяйства, скорее всего, существовала общая собственность на средства производства и предметы потребления, особенно на пищу, которая распределялась между членами общества независимо от участия или неучастия в ее добывании. Такое распределение обычно называют уравнительным. Его суть заключается в том, что член коллектива имел право на часть полученного продукта исключительно в силу принадлежности к данному сообществу. Однако размер доли, видимо, зависел от объема полученного или добытого продукта и от потребностей членов сообщества.

Можно предполагать, что распределение продукта осуществлялось дифференцированно (основные получатели продукта — охотники, собиратели плодов и других съедобных продуктов, женщины, дети, старики) и с учетом потребностей. Хотя потребность в условиях первобытного общества, очевидно, носила чисто условный характер. Иногда метод распределения называют «методом распределения то потребностям», а первобытный социальный организм — «коммуной».

Начав осознанно трудиться, человек вынужден был вести учет добычи, результатов труда, создания “складских запасов».По мере развития человека шел процесс накопления знаний — он начал учитывать время, смену времен года, движение ближайших небесных тел (Солнца, Луны, звезд). По всей вероятности, стали появляться члены общества (общины), которые были способны вести учет и им создавались условия для такой деятельности, поскольку учет помогал поддерживать порядок и давал возможность выжить.

Исходя из накопленных знаний, по всей вероятности, можно было уже делать первые примитивные, но необходимые для выживания прогнозы: когда следует начинать делать запасы, как и сколько времени их хранить, когда начинать ими пользоваться, когда и куда можно и нужно мигрировать и т.д. Тогда же, вероятно, появился учет реально воспринимаемых предметов, планирование и организация трудовой деятельности, распределение продуктов и орудий труда. Появление излишков продуктов могло привести к обмену, который мог осуществляться как обмен натурального продукта на натуральный продукт, так и с использованием обменного эквивалента (украшений, раковин, орудий — природного происхождения и изготовленных человеком).

Учет потребовал ведения записей. Ими могли быть зарубки, насечки, обнаруженные археологами. Примитивные «документы», фиксирующие счет, позволяют предполагать, что оставленные знаки имеют определенную значимость, поскольку имеется разное их начертание — линии (прямые, волнистые. дугообразные), точки. Древние носители информации получили у археологов обобщенное название бирки. К доисторическому периоду можно отнести появление вариантов учета, при котором значение имели цвет, форма знака, его длина. Инки использовали для этого систему разноцветных шнуров (простые шнуры соединялись в более сложные), китайцы — узелки.

Так складывалась экономика в примитивных обществах, Системы сбора,
обработки, анализа учета еще не было. Они появятся позднее — в древневосточных цивилизациях.

Первобытное объединение людей первоначально полностью совпадало с материнским родом. В силу характерной для общинно-родового строя экзогамия (запрет браков между близкими родственниками). Совместное поселение супругов привело к тому, что новое объединение людей перестало совпадать с родом. Парный брак, видимо, начал формироваться у древнейших ископаемых людей. Начинает складываться родство по определенной линии, запрещается кровосмешение (инцест, т.е. браки между родителями и детьми), что в конечном итоге приводит к общественной регуляции брака, появления рода и семьи.

Появление дуальной организации племени, по-видимому, было связано с матриархатом, который характеризовался доминирующим положением женщины. В общественном сознании и ритуальных обрядах матриархат нашел отражение в культе богини-матери и других женских божествах.

В период позднего палеолита происходит своего рода социальная инновацияисключение из брачных отношений близких родственников. Все происходящие изменения можно охарактеризовать как палеолитическую революцию.