МИФИЛОГИЯ ДВУРЕЧЬЯ

Проблемы, освещенные в мифе Содержание мифов
Период формирования Пиктографические тексты датируются концом IV - началом III тыс. до н.э.
Источники изучения Самые ранние собственно мифологические литературные тексты, изложение мифов относятся к XXVII- XXVI вв. до н.э. Сохранились некоторые строительные надписи, касающиеся культа и мифологии (около XXII в. до н.э.). Основная масса шумерских текстов мифологического содержания относится к концу III – началу II тыс. до н.э. (старовавилонскому периоду).
Пантеон богов (многобожие, боги-демиурги). Боги как могущественные существ являются главными персонажами мифов. Для политеистических религий характерна вера в многобожие. В архаических мифологических системах образ бога выражен слабо или отсутствует совсем Благодаря появлению письменности в Двуречье (IV тыс, до н.э.) здесь была зафиксирована определенная система мифологических представлений. В каждом городе-государстве имелись свои божества и герои, мифыи жреческие традиции. Божества-покровители общины являлись в первую очередь олицетворением творящих и производящих сил природы, с которыми соединялись представления о власти военного вождя племени-общины. До конца III тыс., до н.э. не было единого систематизированного пантеона богов, хотя имелись несколько общешумерских божеств. Известны имена или символы богов Инанны (богиня плотской любви и распри, г. Урук), Энлиля (владыка воздуха, г. Нишпур, очень рано ставший общешумерским богом), Энки (главный бог г. Эреду, хозяин подземного мирового океана пресных вод, а также поверхностных земных вод; позднее он стал богом мудрости и заклинаний, часто выступающим защитником людей перед богами, помощником людей и богов во всех трудных делах), Ан (бог неба, божество г. Урука), Нанна (лунный бог, почитавшийся в г. Уре) и др. Бога Энки почитали как творца людей, который вместе с Энлилем создал скот и зерно, божественных таинственных сил «ме», управляющих миром, всеми божественными и земными институтами. Древнейший список богов (около ХХУI в. до н.э.) выделяет шесть верховных богов раннешумерского пантеона. Это Энлиль, Ан, Инанна, Энки, Нанна и солнечный бога Уту.
Проблемы, освещенные в мифе Содержание мифов
Пантеон богов (продолжение) Один из наиболее типичных образов — богиня-мать (в иконографии с ней иногда связывают изображения женщины с ребенком в руках), которая почиталась под разными именами — Дамгальнуна, Нинмах, Нинту, Мама и т.д.). Творцами-демиургами выступали в основном Энляль и Энки. Боги, как считало население Двуречья, всесильны и могущественны, творцы всего живого на земле, И в то же время они могут быть злыми, капризными; жестокими. Их решения часто объясняли капризами, пьянством, распущенностью. В облике богов порой проявлялись бытовые непривлекательные черты (грязь под ногтями, которые красились в красный цвет, растрепанные волосы). С возвышением Вавилона все большую роль начинал играть главный бог этого города Мардук.В шумерской мифологии богиней-прародительницей, матерью создавшей небо и землю, давшей жизнь богам, являлась Намму. Она была матерью бога Энки.
Космогонические мифы Собственно космогонические шумерские мифы неизвестны. В одних текстах говорится о том, что небеса отделились от земли: Ан забрал себе небо, Энлиль - землю; другие содержат информацию о том, что землю от небес отделил Энлиль. В мифах можно найти сведения о том, что под небесным сводом лежит «ки» — земля, которая разделена на несколько ярусов (в верхнем живут люди и им владеет Энлиль, средний — владение бога Эйя, нижний — владение богов земли и подземного царства). Чтобы укрепить землю, ее привязали к небу веревками (Млечным путем) и закрепили колышком Если в шумерской космогонии и теогонии сохранились отрывочные сведения, то в вавилонской главная роль в сотворении мира отводилась Мардуку, который со II тыс., до н.э. занял главное место в пантеоне богов. В памятниках 1 тыс., до н.э. предстает более четкое представление о строении вселенной, которая плавает в мировом океане: земля уподоблялась большому перевернутому круглому челну, а небо — твердому полусводу (куполу). Все небесное пространство состоит из верхнего, среднего и нижнего неба. На последнем, которое видят люди, расположены звезды.
Проблемы, освещенные в мифе Содержание мифов
Космогонические мифы О местонахождении подземного царства четкого представления нет. Границей подземного царства является река, через которую перевозит перевозчик. Попадающие в преисподнюю проходят через семь ворот подземного мира. Участь мертвых тяжела: хлеб горек, вода солона, подземный мир темен. Сносной жизни удостаиваются души, по которым был исполнен погребальные обряд и принесены жертвы, а также павшие в бою и многодетные. Судьи подземного мира выносят только смертные ириговоры Имена мертвых заносит в свою таблицу женщина-писец. В числе жителей подземного мира — многие легендарные герои и исторические деятели (Гильгемеш, бог Сумукан). Непогребенные души мертвых возвращаются на землю и приносят беды, погребенные переправляются через реку, являющуюся границей между миром живыхи мироммертвых.
Покровительство богов Большинство деяний богов связано с ролью, которую они выполняют, выступая покровителями плодородия и носителями культуры: Энлиль и Энки — создатели и покровители скота и зерна, а Энлиля считали кроме этого еще и создателем колеса; Инанну почитали как богиню плодородия, Никаси — зачинальницу пивоварения, Утту — ткацкого ремесла.