Конфуцианство

Китайский мудрец и проповедник Кун-цзы, в европейской транскрипции известный как Конфуций, жил в VI-V вв. до н.э. По его имени учение называют конфуцианством. Пожалуй, это самое влиятельное философское религиозное течение в древнем Китае вплоть до нашего времени. Конфуций учил изустно, и учение его стало известно по записям его учеников. Имеются сведения, что Конфуций встречался с Лао-цзы.

Исходной для этого учения можно считать концепцию «неба и небесного веления» (приказа, т.е. судьбы). «Не6о» не только часть природы, но ивысшая духовная сила, определяющая природу и человека. «Жизнь и смерть определяются судьбой, а богатство и знатность зависят от неба», гласит конфуцианство. Небо наделило человека определенными этическими качествами, и он должен поступать в согласии с ними и с моральным законом — Дао. Человек может совершенствовать свои этические качества при помощи обучения. Цель совершенствования — достижение уровня «благородного мужа», соблюдающего ли (этикет доброго и справедливого отношения к народу, почтительного отношения к старшим и высшим).

Центральное место в учении Конфуция занимает концепция Жень (человечность, человеколюбие) — закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе и государстве в соответствии с принципом:
«Чего не желаешь себе, того не делай другим». Между отцом и сыновьями, правителем и подданными, по учению Конфуция, устанавливаются идеальные отношения: «Правитель должен быть правителем, подданный — подданным, отец — отцом, а сын — сыном». Согласно идеалу Конфуция, «благородный мужи должен обладать качеством «Вень», то есть быть образованным, просвещенным, духовным, любить учиться, не стесняться обращаться за советом к нижестоящим. Конфуций сформулировал принципы «правильного управления государством». Он считал, что для этого необходимо чтить «пять красот» и устранять «четыре зла». «Пять красот», в понимании Конфуция, означали что «достойный муж» 1) должен быть «добр, но не расточителен»; 2) заставлять трудиться других, «но на него за это не злобствуют; З) иметь желания, но при этом не быть жадным; 4) иметь в себе все, но не иметь «гордыни»; 5) должен быть «исполнен силы, но не свиреп.

На вопрос учеников, что такое «четыре зла», Конфуций отвечал: «Не наставлять, а убивать; это значит быть угнетателем. Не удерживать, а попустительствовать; это значит быть распущенным. Не давать указаний, а потом подгонять; это значит быть разбойником. Людям дают, что им нужно. Давать меньше, чем нужно, а брать больше, чем нужно; это значит быть представителем власти». Особое место в конфуцианстве отводилось вежливости государственных служащих, которая со временем из необходимого атрибута превратилась в обрядовую форму, доведенную до утонченности. Идеи Конфуция сыграли свою положительную роль в сохранении китайской духовной культуры и ее традиций.