Культура Древней Греции.

Культуру древней Греции и древнего Рима принято называют античной культурой. Культура древней Греции делится на 5 периодов: эгейский или крито-микенский период, гомеровский период, архаический, классический, эллинистический. Наибольшего расцвета культура древней Греции достигла в классический период.

Первые три периода очень часто объединяют в доклассический период. Термин «античность» появился в эпоху Возрождения. Он был придуман гуманистами для определения греко-римской культуры, которая была древнейшей в то время. «Античный» означает «древний». Многие достижения древнегреческой культуры легли в основу последующей европейской культуры.

Древние греки создал науку, которую многие исследователи называют «мышлением по способу греков». В Греции появилась первая философская система под названием «натурфилософия». Для нее характерны материализм и поиск объективных закономерностей: Фалес (624—546 гг. до н. э.) считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен (около 585—525 гг. до н.э.) — воздух, Анаксимандр (около 611—546 гг. до н.э.) — апейрон.

Среди выдающихся личностей Греции можно назвать следующих: драматурги — Эсхил, Софокл, Еврипид; историки - Геродот, Фукидид; философы — Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель.

В Греции возник новый вид искусства — драматический театр. В литературном искусстве возникли новые жанры — комедия и трагедия. Историю древнего Рима делят на три основных периода: царский, республиканский и период империи. Наиболее сильным периодом в плане культурных достижений был последний период - период империи. Больших успехов достигли в Риме просвещение и наука, в особенности система образования, которая состояла из трех ступеней - начального образования, школы риторики и школы грамматики.

Наиболее древние цивилизации на территории Греции — это цивилизации Крита и Микен. Этот период датируется III—II вв. до н. э. Эти цивилизации были истоками позднее возникшей греческой цивилизации.

Культура Крита, или минойская культура, дошла до нас как остатки дворцовых сооружений на острове Крит. Одним из наиболее крупных и хорошо изученных сооружений был Дворцовый комплекс в Кноссе. Это здание построено по принципу лабиринта. Легендарный миф о Минотавре находит здесь прямое отображение. На Крите не существовало храмов. Для молитв и совершения других религиозных церемоний использовались отдельные комнаты. На фресках очень часто изображались сцены с быками. На Крите был очень распространен культ бога-быка. В его образе изображались разрушительные силы природы. Дворец одновременно выполнял функции административного, хозяйственного и религиозного центров. Что характерно для минойской культуры, дворец не был обнесен оборонительной стеной. Это обусловлено располагающимися вокруг острова морскими просторами.

Культура ахейской Греции.Иначе культуру этого периода называют микенской культурой. Отличительной чертой этой культуры было своеобразное отношение к защищенности того или иного объекта. Дворцы возводились всегда на неприступных просторах или на вершине гор.

Памятниками этой культуры стали шахтинские гробницы в Микенах. При раскопках этих гробниц были найдены и золотые украшения, и многие предметы быта, оружие, золотые посмертные маски. Центрами культуры стали дворцы в Микенах, Пилосе, Афинах, Илоке, Тиринфе. Ахейцы переняли у минойцев слоговое письмо, которое до сих пор не поддается расшифровке.

ХII в. до н.э. явился переломным в истории народов, проживающих на берегах Эгейского моря. Ахейские города гибнут от нашествия дорийских племен. Это время развития Греции гомеровского периода. Формируется новый тип культуры в целом и художественной культуры в частности.

Эта эпоха отмечена появлением произведений Гомера «Илиады» и «Одиссеи». Греция вступает из бронзового векав железный. Строгий арифметический расчет воплощает идею, которая позднее преобразуется в строгую систему чисел, расчетов, теорий. Развивается мелкая пластика – терракотовые, костяные и бронзовые статуэтки изображают животных, сцены из жизни и быта воинов, героев. Начинает развиваться монументальная скульптура. Скульпторы ищут возможности живого и свободного изображения человеческого тела.

Эпоха архаики и ее культурные достижения. Архаический период датируется VIII-VI вв. до н.э. В это время возникла греческая лирика. Одним из первых лириков бы: Архилох. После произведений Гомера появляется ряд новых поэм в гомеровском стиле.

Появляется произведение Гесиода «Труды и дни». Широкую
известность приобрело творчество Сапфо.

В VII в. появляются постройки из камня. В своем большинстве это были храмы. Греки считали храм жилищем Бога и уподобляя его главному помещению царского дворца. В процессе формирования греческой культуры сформировались три направления: дорическое, ионическое и коринфское. Дорическое преимущественно было распространено на Пелопоннесе и отличается простотой форм и суровостью. Ионическое направление символизирует легкость, стройность, декоративность. Коринфское направление — это утонченность. Каждому из этих направлений соответствовал свой ордер. Наиболее известные храмы периода архаики — это храм Аполлона в Коринфе и Геры в Пестуме.

В скульптуре этого периода преобладало изображение человека. Греки пытались вычислить правильные формы человеческого тела. Обозначаются два основных направления в скульптуре — куросы и коры. Курос - это изображение юноши. Одна нога немного впереди, волосы волнистые, спадающие на плечи. Взгляд устремлен вперед. Атлетическое тело прикрывала лишь небольшая повязка на бедрах. Кора олицетворяла девушку. Взгляд строго перед собой, глаза широко раскрыты. На лице обязательно улыбка, которая получила название архаической.

В этот период начинает развиваться керамика. Преобладала в основном два направления: краснофигурная вазопись и чернофигурная вазопись. Сначала господствовала чернофигурная вазопись. На желтом фоне изображались фигуры черным лаком. Вазописцы вырабатывали навыки, которые позволяли им передавать движение и изображать бытовые сцены. Геометрический знак - символ заменяется наглядным художественным образом. Изображения Ахилла и Аякса, Диониса и Геракла украшают вазы.

Однако черные силуэты фигур не могли в достаточной мере передать объем и пространство, и силуэтная чернофигурная роспись сменилась краснофигурным стилем. В ней черным лаком покрывался фон, а фигуры людей сохраняли красный цвет глины. На таком фоне легче изображать фигуры людей, передавать пространство и повороты.

Обобщением знаний об окружающем мире стала натурфилософия. Основателем милетской школы был Фалес. Он считал первоосновой мира воду, из которой все возникает и в которую все превращается.

Пифагор - философ и математик - основал философскую школу в Южной Италии. По его теории мир состоит из числовых отношений, установленного ряда количественных соотношений.

Классический период. Хронологические рамки этого периода - 480-323 гг. до н.э. Это время покорения Александром Македонским обширнейших областей. В мировоззрении. греков наметился новый подход к восприятию внешнего мира и новых форм его художественного выражения Греческой культуре был не свойственен узкий профессионализм. Больших успехов достигли математика, астрономия, скульптура живопись. Вэтот период развивается драматургия. Возникновение греческого театра было связано с культом Диониса —бога виноделия. Актеры выступали в козлиных шкурах, и поэтому этот жанр назвали «трагедия». Известными драматургами этого времени были Эсхил, Софокл, Еврипид. Из прозаических жанров процветала риторика. Втрагедии получило наиболее полное выражение такое понятие, как катарсис (от греч. «очищение») - облагораживание людей, освобождение души от «скверны» или болезненных аффектов.

Из философских проблем на первый план выдвигалась проблема места человека в мире. Также затрагивались и другие философские проблемы, например проблема бытия или первоосновы мира.

Афины V в. поражают своей размашистостью монументального строительства. Были воздвигнуты Парфенон, Пропилеи, храм Афины Победительницы. Создателям Парфенона Иктину и Калликрату удалось достичь подлинной гармонии и совершенства. Акрополь возвышался над городом и символизировал свободу демократического государства.

Образцом классического совершенства стала скульптура этого периода. Идеал человеческой личности воплощен скульптором Фидием в статуях Афины Парфенос и Зевса Олимпийского. Современниками Фидия были Мирон — автор статуи «Дискобол» — и Поликлет, создатель статуи «Канон», где человек изображен таким, каким он должен быть в реальной жизни, динамичным, а не статичным как ранее. Новые традиции в искусстве пронизывают практически все области и отрасли. Эрехтейон (конец V в.) построен немного в ином стиле. Он сложен и асимметричен, его нужно обойти кругом, чтобы воспринять его архитектурные формы. Меняются требования, предъявляемые к скульптуре, что выразилось в творчестве Праксителя, Скопаса и Лисиппа. Скульптуры Праксителя «Гермес с младенцем Дионисом» и «Афина Книдская» отвечают прежде всего эстетическим потребностям. Они являются носителями утонченной красоты и изящества. Вобразах Скопаса выражается новое отношение греков к миру, утрата его ясности в гармонии.

Человек стал остро ощущать трагические конфликты. Раздробленноеть греческих городов привела во второй половине IУ в. к завоеванию их Македонией. Художники этого времени стали всецело зависеть от частных заказов. Придворным мастером Александра Македонского был Лисипп. Он разработал новый канон искусства, который в полной мере воплотился в скульптуре "Апоксиомен". Новыми стали пропорции человеческого тела. Лисипп показывает человека возбужденного неудачной борьбой и уставшего от нее. И то и другое состояние получает право на пластическое выражение.

Особенностью греческой культуры становится состязательный характер. Греческий агон - борьба, состязание - олицетворял характерные черты свободного грека. Наиболее ярким выражением античного агона стали олимпийские игры. В греческом агоне берет свое начало диалектика - умение вести борьбу.

Эллинская культура. Временные рамки этого периода - вторая половина IV- середина 1 вв. до н.э. Этот период характеризуется развитием всех художественных форм, связанных с религией, наукой, техникой, философией. Границы мировоззрения греков меняются на более обширные. Во многом это было определяется завоеваниями греков. Полис потерял ту значимость, которую имел некоторое время назад. Мир необходимо было позвать, понять и выразить его в художественных формах.

Развивается архитектура. Во многом это было связано со стремлением правителей показать свою мощь и превосходство. Строятся библиотеки, бани, стадионы, палестры, булевтерии. Появляются такие знаменитые сооружения, как Фаросский маяк в Александрии и Башня ветров в Афинах.

Расцветают такие виды искусства, как мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика. Художники перестали любоваться величественной красотой человеческого тела. Теперь стали изображаться и дряхлые старики, и малые дети. Художники стремились передать чисто человеческие чувства в художественных формах. Таков Лаоокоон скульпторов Агесандора, Полидора, Афинадора. Этот сюжет был взят из «Илиады» Гомера. В области скульптуры можно выделить три школы: Родосская школа (Лаокоон, Фарнезский бык); Пергамская школа (скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в Пергаме); Александрийская школа (образ богини Афродиты).

Выдающимися философскими школами считаются эпикурейство и стоицизм. Эпикур (341—270 до н. э.) утверждал, что целью человека должно быть личное блаженство. Девиз Эпикура — живи уединенно. Цель жизни — отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа (атараксия); познание природы освобождает от страха смерти, суеверий и религии вообще. Другой эллинистический философ, Зенон из Китиона (ок. 335 — ок. 262 до н. э.), явился основателем школы стоицизма, считавшей идеалом добродетели независимость желаний поступков от чувств. Высшей нормой поведения являются апатия, бесстрастие. Зенон известен нам меньше, чем его поздние последователи — знаменитые римские философы Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. В этике стоицизм близок киникам, не разделяя их презрительного отношения культуре; мудрец должен следовать бесстрастию и любить свой рок, люди — граждане космоса как мирового государства; стоицизм уран- вал перед лицом мирового закона всех людей: свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Этика стоицизма пользовалась большим влиянием в Средние века и в эпоху Возрождения.

Этот период стал завершающим в развитии Греции. Древнегреческая культура оказала огромное влияние на формирование дальнейшей культуры Европы.