Культура Древнего Рима

С конца 1 в. до н.э. ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм. Римское искусство сложилось на основе самобытной культуры этрусских племен. Но основным было влияние греческой культуры.

Историю древнего Рима принято делить на три периода; царский, республиканский и период империи.

В римском искусстве ведущую роль играла архитектура. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества. Преимущественно они строили общественные здания, рассчитанные на огромное количество людей. Римляне ввели инженерные сооружения - акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости - как архитектурные объекты в городских и сельских ансамблях.

Отличительной чертой римской культуры было возвеличивание императора, императорской власти. Отсюда масштабные преувеличения громадные размеры. Римляне разработали исторический и бытовой рельефы, которые составляли большую часть архитектурного декора.

Лучшим наследием римской скульптуры был портрет. Римляне внесли много нового в этот жанр. Они изучали лицо отдельного человека в его неповторимости. Римские портреты исторически зафиксировали изменения внешнего облика людей, их нравов и идеалов.

Гражданские идеалы республиканской поры воплощены в монументальных портретах в рост — статуях Тогатуса. Широко известна статуя «Оратор». В конце 1 в. до н. э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. С этим временем связаны имена архитектора Витрувия, историка Тита Ливия, поэтов Вергилия, Овидия, Горация.

Самое гигантское римское сооружение Колизей - место гладиаторских боев и грандиозных зрелищ. Стены Колизея разделены на четыре яруса. С Колизеем соперничает храм Пантеон. Выстроенный Апполодором Домасским, он представляет классический образ центрально-купольного здания.

В эпоху империи получили дальнейшее развитие рельеф и круглая пластика. На Марсовом поле был возведен монументальный мраморный алтарь по случаю победы Августа в Испании и Галии.

Ведущее место в скульптуре по-прежнему занимал портрет. Во время правления Августа резко изменился характер образа, в нем отражался идеал строгой классической красоты. Это тип нового человека, которого не знал республиканский Рим. Появились придворные парадные портреты в рост. Позднее создают произведения жизненные и убедительные. Стремление к индивидуализации порой достигало в своей выразительности гротеска (портрет Нерона, Марка Аврелия). Поздний период развития портрета отмечен внешним огрублением облика и повышенной духовной экспансией. В римском искусстве возникает новая система мышления, в которой торжествовала устремленность в сферу духовного начала, характерная для средневекового искусства.

Римское искусство завершило большой период античной художественной культуры. В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную.
Однако образ римской культуры остается жить и в дальнейших эпохах.

Одно из величайших достижений древности — римское право. В Риме были разработаны гибкие, узаконенные и цивилизованные нормы правоотношений с частными лицами и с государством, в которых доминировали интересы человека. Еще в У в. до н.э. на медных досках были записаны законы ХII таблиц — свод римского права примерно с 451—450 гг. до н.э., часть статей которых сохранилась. Однако расцвет римской юриспруденции приходился на II—I вв. до н.э., юридические нормы которой в УI в. н.э. были систематизированы в Византии и известны как Кодификация Юстиниана. Юридическими нормами регулировалась даже техника учета. Римляне с полным пониманием относились к управлению, включая частные имения, которое находилось в строгих юридических рамках. В Риме была создана система налогообложения, основанная на цензе. Опись населения и его имущества были введены, по преданию, Сервием Туллием в 550 г. до н.э. По имущественному положению население делилось на сословия («классы»). Оценке подлежало занесенное в домашние учетные книги имущество по видам: недвижимость, земля, инвентарь, драгоценности, одежда.

Рассматривая особенности развития культуры древнего Рим; ни в коем случае нельзя забывать, что в одной из отдаленных провинций империи - в Палестине - в I в. н.э. возникла одна из трех мировых религий - христианство. По вопросу о происхождении христианства нет единой точки зрения. Одна часть придерживается традиционной богословской позиции об основании христианства богочеловеком Иисусом Христом, жившим в Палестине в годы правления римских императоров Августа и Тиберия (начало I в. н.э.) и проповедовавшим свое учение. Другая часть исследователей христианства, ведущая свое начало со времен просветительской литературы ХУIII в., все образы богов и героев христианства считала астрально-мифологическим олицетворением, а образ Иисуса Христа - солнечным богом.

4.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ НАГЛЯДНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ

МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ