Искусство и эстетическое освоение действительности

Искусство — практически-духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей. Прекрасное, возвышенное, трагическое — основные эстетические ценности — становятся основой эстетической оценки окружающего. Тем самым эстетические ценности начинают выполнять функцию исходных принципов эстетического мироощущения — становятся эстетическими категориями. Эстетические категории (как и категории этики) ведут «двойное» существование. Они являются теми “очками”, сквозь которые субъект эстетического отношения смотрит на мир, переживает его, оценивает; и одновременно эстетические категории прекрасного, гармонического, возвышенного, безобразного, комического, трагического являются объектом исследования особой науки — эстетики.

Особенности эстетического мироощущения проявляются в его эмоциональной нагруженности, в особом чувстве удовольствия, бескорыстности эстетического переживания. Однако это лишь внешние особенности эстетического освоении мира. И.Кант рассматривал эстетическое как «целесообразность без цели». Все окружающее в эстетическом отношении оказывается причастным человеку как деятельному, целеполагающему существу, но конкретный, практически ограниченный, имеющий определенные цели человек в эстетическом отношении не присутствует. Все вокруг наполнено смыслом — все имеет отношение к человеку, — но конкретный, «конечный» смысл скрыт, все — «обещание радости», по выражению Ф. Шиллера.

Эстетическая ориентация предполагает переживание мира в его целостности, организованности, бесконечном многообразии как предпосылку универсального развертывания человеческих способностей, как сферу приложения его творческих усилий. Эстетическое мироощущение воплощает потребность человека « остаться собой и быть всем”, потребность стать универсальным существом, проникнуть в законы звездного неба ин глубины собственной жизни.

В рамках эстетического мироощущения человек относится к миру в его смысловой перспективе, в “горизонте возможного”. «Я» оказывается способным отрешиться от своего эгоистического интереса. Человек относится к миру не как к объекту своего познавательного, производственного, социально-преобразовательного воздействия; мир уже не вращается вокруг моего эгоистического “я”, происходит децентрация мира, и я начинаю чувствовать “душу вещей”. В эстетическом отношении человек переживает свои собственные «родовые» возможности, переживает человечность как свободное, осмысленное, творческое бытие.

Однако именно потому, что эстетическое мироощущение не является, взятое изолированно, рациональной конструкцией, оно легко «подключается» к различным рационализированным мировоззренческим образованиям (и эксплуатируется ими) — к гедонистическому типу мировоззрения, к идеологии, различным формам социальной мифологии, утопическому сознанию.

Искусство есть ядро эстетической культуры, которая, в свою очередь, включает в себя эстетические ценности, эстетические потребности и способности (эстетическое восприятие, эстетический вкус, эстетический идеал), деятельность по их воплощению и освоению, эстетическое воспитание. Эстетическая деятельность может быть внехудожественной. Эстетические аспекты присутствуют в деятельности ученого, социально-преобразовательной деятельности, в спорте.

Искусство — это специализированная эстетическая деятельность. Она существует для реализации эстетических ценностей, максимально активизирует эстетические переживания. Искусство концентрированно выражает эстетическое отношение к миру. В отличие от эстетического переживания, которое может присутствовать в любом виде деятельности и сопровождать ее, искусство моделирует особую реальность – художественную, в которой эстетическое освоение мира заключено в определенную рамку, отгорожено от целесообразно-утилитарных видов деятельности.

 

Этикет.

Этикет (фр. etiquette — ярлык, этикетка, этикет) — это свод правил поведения, принятых в обществе. Этикет формируется в человеческом обществе с древнейших времен. Знание правил этикета недостаточно, чтобы считаться культурным, воспитанным человеком.

Характеризуя этикет, необходимо со всей определенностью сказать, что, во-первых, этикетные правила условны, они отражают более общие нравственные принципы, которые касаются справедливого, благого, должного. Наши манеры отражение наших этических представлений. Вежливость и внимание к людям, сочувствие и умение понять ближнего. Уважение достоинства другого человека отражают наше стремление действовать в согласии с самыми высокими этическими стандартами. Этикет - это правила учтивости. Они распространяются на все сферы жизни: поведение за столом, правила соблюдения гигиены, как разговаривать, одеваться на работе, в общественных местах, в театре, на улице.

Во-вторых, в основе всех этикетных правил лежит, прежде всего, уважение к человеку, без которого невозможна человеческая жизнь в обществе. Без соблюдения норм этикета, без определенных ограничений невозможны межличностные, культурные, деловые отношения в семье, на работе, в обществе.

В-третьих, этикет несет в себе общечеловеческие нормы общения, сохраняющиеся в течение тысячелетий в человеческом обществе. Однако это не отменяет наличия в каждом обществе специфических национальных особенностей, связанных с культурой общения и условиями бытия, нравственно-эстетическими потребностями людей.

В-четвертых, этикет как феномен культуры характеризует эстетическую сторону поведения человека. Красивые манеры, красивые жесты создают не только доброжелательную, но и эстетически оптимальную атмосферу для установления контактов, способствуют достижению взаимопонимания, создают основу для хороших, устойчивых взаимоотношений.

В-пятых, в основе большинства этикетных правил лежит представление о практической целесообразности, удобстве взаимодействующих сторон. В большинстве случаев любое правило может быть объяснено, социально обосновано. Иначе этикетные нормы воспринимаются как «манерничанье» и вызывают усмешку у окружающих. В-шестых, этикетные правила исторически изменчивы и всегда привязаны к конкретным нравам конкретного общества. Сколько народов, столько и манер поведения, бытовых правил общения. Современная женщина в мини-юбке смотрелась бы совершенно нелепо на балу, где впервые Наташа Ростова познакомилась с Болконским.

Современные представления об этикете. Этикет в современном обществе теряет свой сословный характер, и в этом состоит одна из его характерных особенностей.

Демократический характер современных правил учтивости проявляется в том, что этикет становится всеобщим стандартом, регулятором поведения, а не сводом правил для избранных. Он предъявляет ко всем одинаковые требования.

Гуманистический характер современных правил учтивости проявляется в том, что требования этикета становятся более человечными, многие из предписаний теряют свою вычурность и искусственность, становятся более естественными и целесообразными, иными словами, более доступными для усвоения и соблюдения.

Всеобщий характер современного этикета проявляется в том, что его правила в наибольшей степени призваны утвердить такие нравственные принципы, как равенство, уважение достоинства личности, права человека. Именно они выступа- ют основой для поддержания нормальных отношений между людьми и стремления избежать конфликтов.

Общие требования, которые лежат в основе этикетной
культуры:

1. доброжелательная вежливость, которая касается конкретных правил поведения. Приветствие, обращение к человеку, умение помнить его имя и отчество, особенности его жизни, мир его увлечений — эти и многие другие элементы взаимоотношений людей создают определенную положительную ауру и являются достаточной основой для решения общих дел.

2. Важными требованиями этикета являются тактичность и чуткость, которые помогают нам понять и почувствовать, что может доставить нашему собеседнику удовольствие, радость или наоборот вызвать раздражение, досаду, обиду.

3. Требованием этикета является чувство меры в разговоре,
в личных и служебных отношениях, скромность, умение найти границу, за которой наши слова и поступки вызовут незаслуженную обиду и огорчение.

Специфическая особенность этикетной культуры состоит в
том, что правила предоставляют определенные преимущества одним перед другими. Действительно, этикетная культура предоставляет преимущества женщинам перед мужчинами, старшим перед младшими, больным перед здоровыми, начальнику перед подчиненными. Так, женщина имеет преимущество перед мужчинами во всех случаях жизни. Мужчина всегда должен оставаться галантным, внимательным кавалером по отношению к своей спутнице. Он должен в театре подать пальто, сдать одежду в гардероб, в дверях пропустить вперед (есть исключение: в зал ресторана первым входит мужчина), в транспорте, лифте помочь войти и выйти (первым выходит мужчина, подавая даме руку). Обязанность мужчины — помочь донести тяжелую сумку или хотя бы предложить помощь. Идя по лестнице вверх, мужчина отстает от женщины на 1—2 ступеньки, спускаясь вниз, он идет впереди. Молодые обязаны первыми приветствовать старших, входящие — присутствующих, запаздывающие — ожидающих.

Женщина, войдя в комнату, здоровается первой, не дожидаясь, когда к ней с приветствием обратятся мужчины. А мужчины, в свою очередь, не дожидаясь, пока с ними поздоровается женщина, поднимаются и подходят, чтобы поздороваться с ней. Уходя, женщина прощается первой. На официальных приемах вначале здороваются с хозяином и хозяйкой дома. Затем с дамами солидного возраста, затем со старшими по положению мужчинами, затем — со всеми остальными. В соответствии с европейскими правилами, хозяйка должна пожать руку всем приглашенным гостям. Сидящий мужчина, приветствуя даму или старшего по возрасту и положению человека, должен обязательно встать. Если он приветствует лиц, проходящих мимо, не вступая с ними в разговор, он может не вставать, а лишь приподняться.

В лифте в присутствии дамы мужчины снимают шляпу. На улице целовать руку женщине не принято, только в помещении. В Великобритании, Германии, Скандинавии руку женщине вообще не принято целовать.

Форма обращения. Советское «товарищ» из обихода ушло; «гражданин» звучит слишком официально; слова «сударь», «сударыня» звучат старомодно; сегодняшняя форма обращения — «господин», «госпожа». Это форма вежливости, никакого иного, потаенного смысла это обращение не содержит. Обращение «по половому признаку» — «женщина», «мужчина» уместны только в больнице. Так же неуместны обращенные к посторонним слова «папаша», «мамаша», «тетенька», «дяденька», «бабуся».

Обращаясь к незнакомому, малознакомому или официальному лицу, следует говорить «Вы». Преподаватели обращаются к студентам и старшеклассникам на «Вы». Переход на «ты» может предложить старший — младшему и начальник — подчиненному.

Правила знакомства. Знакомство начинается с представления. Мужчина, независимо от возраста и положения, всегда представляется женщине первым. Младших по возрасту или служебному положению мужчин и женщин следует представлять более старшим. При равном положении более молодой представляется более пожилому, мужчина — женщине, подчиненный — начальнику, один человек представляется группе (женщина представляется супружеской паре первой). Если мужчина в момент представления сидит, он обязан встать. Женщина может не вставать, за исключением тех случаев, когда ее представляют даме, которая значительно старше ее по возрасту и по положению. Когда в обществе одного человека представляют сразу нескольким, обычно громко называют его фамилию, имя. Представляемый слегка кланяется всем.

Для представления лучше прибегнуть к помощи посредника, но можно представиться и самому. Если кто-то представляется вам, в ответ следует назвать свою фамилию. Если кто- то знакомит двух людей, он должен сам назвать представляемых. Нельзя подвести их друг к другу и сказать: «Познакомьтесь». Это невежливо. Если представляющий знакомит людей одного возраста и пола, он должен представить менее знакомого человека более знакомому. Членов семьи представляют, как правило, не называл их фамилий, например, «Ольга Ивановна, позвольте представить вам мою дочь Светлану». Человек, которому представляют нового знакомого, называет свою фамилию и добавляет: «Очень приятно», «Рад с вами познакомиться». Тот, кого представляют, говорить этого не должен. Новые знакомые, как правило, обмениваются несколькими словами, вступают в непродолжительную беседу. Инициатором такой беседы является человек, старший по рангу и возрасту, или женщина.

Новые знакомые обмениваются приветствиями и рукопожатиями. Рукопожатие не должно быть слишком сильным или, наоборот, слишком слабым. Трясти руку и пожимать ее двумя руками неприлично. Не принято обмениваться рукопожатиями через стол, идти с протянутой для рукопожатия рукой, подавать руку следует непосредственно перед рукопожатием. Женщина, знакомясь с мужчиной, сама решает, подавать ей руку или нет, это ее право. Если женщина или старший по возрасту, положению руки не предлагает, следует слегка поклониться. Если люди не представлены друг другу, а в беседе они участвуют, то, прощаясь, они не обязаны обмениваться рукопожатиями.

Мы коснулись ряда ситуаций, в которых проявляется определенная манера поведения. Манеры — это совокупность внешних форм поведения, присущих данному конкретному человеку. В манерах отражается воспитанность человека, которая проявляется в определенном способе держать себя, в походке, жестикуляции, мимике, интонации, в культуре речи.

Хорошие манеры предполагают скромность и сдержанность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично обращаться с людьми. Дурные манеры свойственны людям, которые имеют привычку громко говорить, не стесняясь в выражениях, им присущи развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде; они демонстрируют откровенную недоброжелательность к окружающим и нежелание считаться с чужими интересами; они беззастенчиво навязывают другим людям свою волю и желания, не умеют сдерживать свое раздражение; они намеренно оскорбляют достоинство окружающих, что проявляется в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ.

Фактически манеры — это такой же способ проявлять уважение к окружающим, как опрятная одежда, вежливое обращение с другими, тактичность. В манере поведения достаточно велика роль привычек.

Привычки могут подчеркнуть достоинства человека, но могут свести их к нулю. Например, в беседе бестактно без причины отказываться от обсуждения предложенной темы; вести разговоры, которые могут вызвать у присутствующих тяжелые воспоминания (о болезнях, смерти); позволять неуместные шутки, подтрунивать над присутствующими, сплетничать об отсутствующих; вести разговоры о сугубо личных, интимных делах — своих и чужих; шептать что-то на ухо собеседнику; быть всегда недовольным, предъявлять постоянные претензии.

Надо помнить, что в основе хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал другому человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.

Этикетные правила включают также культуру одежды, культуру речи и правила ведения «светской» беседы, этикет официальных и неофициальных мероприятий, этикет застолья, правила поведения в ресторане и в гостях.

Кодекс «правильного поведения». Сегодня в современном российском обществе — обществе ХХI в. остро стоит вопрос о «правильном поведении», о том, как молодому человеку строить свои взаимоотношения с другими людьми, с друзьями, с товарищами и коллегами по работе, как вести себя в мире частного предпринимательства. Необходим кодекс поведения, в первую очередь, для молодого человека. Мы называем его «кодекс чести», который включает следующие нормы:

1) уважение к старшим. Это древнейшее правило, и оно, конечно же, должно быть присуще современному молодому человеку;

2) «золотое правило нравственности» — «поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Данное правило также относится к древнейшим; его мы находим и в конфуцианстве, и в Библии, и у античных авторов;

3) уважение национального достоинства другого. Это правило выступает в российском многонациональном обществе, где более ста наций и народностей, как наиважнейшее. Оно означает абсолютный запрет на неуважительный тон, снисходительное отношение к «чужакам», национальным меньшинствам и проч.;

4) уважение религиозного чувства другого. Не должно быть ни малейшего неуважения к различным религиозным конфессиям;

5) самоуважение;

6) уважение достоинства другого;

7) толерантность (терпимость) к мнению другого, уважение права другого на инакомыслие;

8) совестливость;

9) знание и соблюдение норм права;

10) знание и соблюдение этикетных норм;

11) трудолюбие и бережливость;

12) патриотизм;

13) благоговейное отношение к природе;

14) забота о братьях наших меньших;

15) милосердие.

 

1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ НАГЛЯДНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ

МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ