Камея Гонзаго

 

4.3. БАЗОВЫЕ ТЕРМИНЫ ПО ТЕМЕ

Агора (аgога) — народное собрание у древних греков, а также название площади, где оно проходило. По ее сторонам строились храмы, здания, в которых размещались государственные учреждения, портики с торговыми лавками.

Академия (греч. Асаdemia) — название некоторых научных учреждений и учебных заведений. Ведет начало от наименования северо-западного пригорода Афин, где находились роща и храм, посвященные мифологическому герою Академу, в дальнейшем гимнасий и сад, обнесенный стеной, с жертвенниками Музам, Прометею, Эроту и святилищем Афины. Около 387 г. до н.э. Платон купил гимнасий и создал школу, получившую название Академия Платоновская и просуществовавшую почти тысячу лет — до 529 г. н.э.. В ХVП в. в Европе сформировались первые академии наук, высшие научные учреждения. В России Академия наук была основана в Петербурге в 1724 г.

Акведук (лат. aquaeductus, от aqua — вода и duсо — веду) — водовод для подачи воды к населенным пунктам. Акведуком называется также часть водовода в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой, в котором стенки и днище лотка или трубы являются несущими пролетными конструкциями.

Акрополь (греч. akropolis [akros крайний — polis город]) — возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, так называемый верхний город, крепость (убежище на случай войны). На акрополе обычно возводились храмы божеств, покровителей данного города. Наиболее известен акрополь в Афинах.

Античность, (от лат. antiquus — древний) — в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более широком значении — греческая и римская древность (история и культура древней Греции и древнего Рима).
В эпоху Возрождения древнегреческое и древнеримское искусство стали называть античным. Античное искусство зародилось в южной части Балканского полуострова, на островах Эгейского моря, западном побережье Малой Азии и пережило наивысший расцвет в эпоху рабовладельческой демократии древней Греции в V—IV вв. до н.э. В эпоху эллинизма его влияние распространилось на обширные территории, прилегающие к Средиземному и Черному морям, на Ближний и Средний Восток. Сложившиеся традиции древнегреческого и эллинистического искусства получили продолжение и развитие в искусстве древнего Рима.

Апсида (абсида) — выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апсида впервые появилась в древнеримских базиликах, термах, храмах. В христианских храмах апсида — алтарный выступ, ориентированный на Восток.

Аркада (от франц. агсаdе) — ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы.

Базилика (от греч. basilike — царский дом, в Афинах портик, где заседал архонт-басилей) — вытянутое прямоугольное здание, разделенное внутри продольными рядами колонн на несколько частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия; средний главный неф всегда выше боковых, верхняя часть которого, прорезанное окнами, выступает над крышами боковых нефов. Перед Входом в базилику — поперечный притвор (нартекс), в противоположном конце среднего нефа — полукруглый выступ (апсида). В древнем Риме базилики служили судебными зданиями, рынками, биржами и т.д. В дальнейшем архитектурный тип базилики был широко использован при строительстве христианских храмов. Они получили широкое распространение в византийской, сирийской, романской, готической архитектуре.

Камеи - камни с выпуклым рельефным изображением, использовавшиеся исключительно в декоративных целях, появляются с конца IУ в. до н.э. Особого расцвета это искусство достигает в эпоху эллинизма. Камея Гонзаго создана в Александрии в Ш в. до н.э. и изображает обожествленных правителей Египта Птоломея П Филадельфа и его жену Арсиною. Неизвестный резчик-виртуоз в рельефе передал идеализированный облик царя и царицы, прекрасно использовав природную расцветку трехслойного камня — сардоникса. История знаменитой камеи прослеживается лишь начиная с ХVI в, когда она принадлежала Изабелле д’Эсте — жене мантуанского герцога Гонзаго — отсюда и ее название.

Катарсис (греч. katharsis — очищение) — термин античной эстетики, служивший для Обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека. Пифагорейцы разработали теорию очищения души от вредных страстей (гнева, вожделения, страха, ревности и т.п.) путем воздействия на нее специально подобранной музыкой. Платон не связывал катарсис с искусствами, понимал его как очищение души от чувственных устремлений, от всего телесного, затеняющего и искажающего красоту идей. Собственно эстетическое осмысление катарсиса было дано Аристотелем. В «Политике» он писал, что под действием музыки и песнопений возбуждается психика слушателей, у них возникают сильные аффекты (жалости, страха, энтузиазма), в результате чего слушатели «получают некое очищение и облегчение, связанное с удовольствием...»

Колизей, Колосеей (от лат. colosseus— громадный, колоссальный), или амфитеатр Флавиев в Риме, — памятник древнеримской архитектуры (75— 80 гг. н.э.). Включает эллиптическую в плане арену и поднимающиеся амфитеатром 4 яруса мест для зрителей (около 50 тыс.). Предназначался для боев гладиаторов и других зрелищ. При строительстве Колизея использовали туф, мрамор, кирпич, бетон. Сильно разрушен в последующие эпохи.

Метеки — в древней Греции чужестранцы и отпущенные на волю рабы, лично свободные, но не обладавшие гражданскими правами. Они не имели, например, права на покупку земельной собственности в Афинах. Так, метек-Аристотель не мог приобрести в свое владение Ликей, где им была открыта (около 385 г. до из.) философская школа, поэтому Ликей был куплен его учеником Феофрастом на свое имя. Зато в Афинах поощрялись занятия метеков ремеслами, что способствовало укреплению экономики и финансов полиса. Среди метеков встречались рабовладельцы, торговцы, владельцы ремесленных мастерских.

Ордер (архитектурный) — определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Ордер имеет несущие части (колонна с капителью, базой, пьедесталом) и несомые (фриз, карниз, архитрав). Различают дорический, ионический и коринфский ордера.

Пантеон (лат. Pantheon, от греч. Pantheion — место, посвященное всем богам) — 1) в древнем Риме — храм «всех богов»; 2) усыпальница выдающихся людей (в Риме, Париже, Лондоне — в Вестминстерском аббатстве). В Риме Пантеон — памятник древнеримской архитектуры, построенный в 125 г. н.э. на месте одноименного храма. Римский Пантеон представляет собой величественную ротонду, перекрытую полусферическим куполом диаметром около 43 м, в центре которого девятиметровое отверстие, через которое освещается интерьер. Вход в него подчеркивает портик из 16 коринфских колонн. В средние века Пантеон был превращен в церковь, а в дальнейшем стал национальным мавзолеем, где погребены выдающиеся деятели итальянского искусства. В 1755—1789 гг. в Париже архитектор Ж. Суфло построил гигантскую церковь с грандиозным куполом. В 1791 г. Национальное собрание Франции решило похоронить в этом храме одного из депутатов — О. Мирабо, видного лидера революции, депутата от крупной буржуазии в парламенте. Было решено хоронить впредь в этой церкви всех великих людей Франции. Храм стал Пантеоном. В нем похоронены Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, В. Гюго, Э. Золя и другие. В Англии пантеоном стало Вестминстерское аббатство с церковью, построенной в готическом стиле, в России — Архангельский собор Московского Кремля и Собор Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

Периптер — прямоугольное в плане здание, с четырех сторон окруженное колоннадой. Внешние формы периптера часто использовались в архитектуре классицизма. Внутри он обычно состоял из пронаоса (преддверия,
полуоткрытой части античного храма) и наоса (целлы, внутреннего помещения античного храма, где находилось изваяние божества).

Перистиль (от греч. peristylos — окруженный колоннами, от регi вокруг и stylos — столб) — прямоугольный двор и сад, площадь, зал, окруженные с четырех сторон крытой колоннадой. Как составная часть древнегреческих жилых и общественных зданий известен с IV в. до н.э.

Портик (от лат. portiths) — галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание, завершенная фронтоном или аттиком.

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — древний вид изобразительного искусства. Имеет объемную трехмерную форму из твердых или пластических материалов. Различаются круглая скульптура (статуя, статуэтка, группа, торе, бюст), и рельеф (барельеф, горельеф), где изображение располагается на плоскости. Подразделяется на монументальную, монументально-декоративную, станковую.