Европейская культура эпохи Просвещения

Хронологические рамки эпохи определены немецким ученым В. Виндельбандом как столетие между Славной революцией в Англии (1639) и Великой французской революцией (1789).

Европейское Просвещение — вполне конкретный комплекс идей, породивший определенную систему культуры

Культура Просвещения имеет ряд специфических черт.

1. Деизм (религиозно-философская доктрина, которая признает Бога как творца природы и не допускает других путей познания Бога, кроме разума). Деизм давал возможность выступать против религиозного фанатизма.

2. Космополитизм (осуждение всякого Национализма и признание равных возможностей всех наций), распространение космополитизма привело к падению чувства патриотизма. Возникла мысль о единстве человечества и культуры (интерес к жизни, обычаям и культуре стран Востока).

3. Научность, возрождение, естествознание. На историческую арену выступило самостоятельное и цельное научное мировоззрение. Завершилось формирование современной науки с ее идеалами и нормами, определившими развитие техногенной цивилизации.

4. Вера в то, что с помощью разума будет найдена истина о человеке и окружающей природе.

Просвещение - это век разума. Разум - источник и двигатель познания, этики и политики: человек может и должен действовать разумно; общество может и должно быть устроено рационально.

5. Идея прогресса. Именно в эпоху Просвещения была создана концепция "вера в прогресс через разум", надолго определившая развитие европейской цивилизации.

6. Абсолютизация значения образования в формировании нового человека. Ставка на нового человека, свободного от наследия той или иной философской, религиозной или литературной традиции.

"Опыт о человеческом разуме" - философский трактат Джона Локка - своего рода манифест эпохи Просвещения. В нем содержатся идеи о воспитании человеческой личности и роли социальной среды в этом процессе. Французское Просвещение состояло из учений, различных по политической и философской радикальности. Представители старшего поколения – Ш.Л. Монтескье и Вольтер - тяготели к постепенному реформированию феодального общества по образцу Англии. Конституционная монархия - это форма государственного устройства, при которой власть монарха ограничивается рамками конституции и сильного парламента. Д. Дидро, Ж.О. Ламерти, К.А.Гельвеций, П.А. Гольбах отрицали феодальную собственность и феодальные привилегии, отвергали монархическую власть, выступая при этом за просвещенную монархию, воплощение идеалистической веры в возможность улучшить монархическую власть через активное просвещение монархов в духе новых идей времени. Энциклопедия стала кодексом французского Просвещения. Она была сводом научных знаний, формой борьбы с общественными предрассудками.

Просветители рассматривали искусство как средство популяризации моральных и политических идей. Литература опиралась на общественное мнение, которое формировалось в кружках и салонах. Вольтер (1694-1778) - признанный лидер просветителей всей Европы. В его творчестве выразилась общественная мысль века. Рационалистическое движение сопоставляют с деятельностью Вольтера и называют вольтерьянством. Крупнейшим представителем французского Просвещения был Шарль Луи Монтескье (1689-1755). Он разработал теорию зависимости общественных отношений от степени просвещенности общества, от умственного состояния народа, от общего склада цивилизации.

Демократическое направление в Просвещении - "руссоизм" по имени Жан-Жака Руссо (1112-1778). Руссо идеализировал "естественное состояние" человечества, прославлял культ природы. Он отрицал прогресс цивилизации. Во Франции во второй половине ХVIII в. сформировался художественный стиль - рококо, отражавший вкус двора Людовика ХV и аристократии.

Основоположник критического реализма в живописи - английский художник Уильям Хогарт (1697-1764). Целые серии картин объединены одним сюжетом. Они переводились в гравюры и становились доступными широкому кругу людей. Более демократическая и дешевая, чем живопись, гравюра стала носителем идей Просвещения.

Европейская скульптура ХVIII в. отразила смену общественного настроения. Жан Антуан Гудон (174 1-1828) - самый интересный скульптор эпохи, создатель целой портретной галереи своих современников Театр эпохи Просвещения отразил новый взгляд на мир в драматургии, в сценических приемах. Драматурги и актеры Англии, Франции, Германии были едины в желании представить современную жизнь как можно точнее.

ХVIII веку суждено было стать столетием музыки, огромный вклад в развитие которой внесли австрийские и немецкие композиторы — Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, проживший полвека в Англии, Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен и др. Во многом благодаря их таланту музыка вышла на ведущее место среди других искусств.

Бах был композитором и органистом, непревзойденным мастером полифонии, работавшим во многих музыкальных жанрах (кроме оперы). Для ряда своих произведений он использовал библейские сюжеты: "Страсти по Матфею", «Страсти по Иоанну». Сочиненные кантаты Бах почитал своим долгом поочередно исполнять в воскресные и праздничные дни в двух церквях Лейпцига (он был кантором в Томаскирхе и в церкви святого Фомы). Композитор создал произведения для органа, скрипки, виолончели, клавира (клавесина), флейты с клавесином, оркестра.

Во второй половине ХVIII в. сложилась венская школа музыки, к которой принадлежали Гайдн, Моцарт, Бетховен. творчество композиторов пой школы - одна из вершин музыкального искусства. Гайдн создал 104 симфонии, 83 квартета, 14 месс, более 24 опер. Моцарт за свою короткую жизнь написал около 50 симфоний, свыше 20 опер, множество сонат, месс, знаменитый Реквием и др. Бетховен создал 9 симфоний, 32 сонаты, музыку драме В. Гете «Эгмонт» и другие. Как человек республиканских взглядов, Бетховен воодушевлялся героическими сюжетами. Они проходят через его единственную оперу «Фиделио», музыку к «Эгмонту», 3-ю, 5-ю, 7-ю и 9-ю симфонии и другие произведения. Музыка и поэзия у Бетховена выступают нередко в органическом единстве. Поэтому не случайно он на слова оды "К радости" Ф. Шиллера написал последнюю часть 9-ой симфонии, где поэзия и музыка выразили пафос свободы, равенства и братства.

События на рубеже ХVIII и ХIХ столетий на европейском континенте ослабили веру просветителей в возможность перехода к более совершенному обществу. Великая французская революция вызвала у целого ряда мыслителей разочарование. Идеи Просвещения исчерпали себя, заставив человечество задуматься, в чем же заключается его историческое предназначение. Человечество в лице своих передовых мыслителей продолжало искать Истину на основе Разума, а в европейскую действительность входил и утверждался капиталистический способ производства.

5.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ НАГЛЯДНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ

МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ