Реализм

Реалистическую тенденцию в искусстве ХVII века представляет прежде всего голландский художник Рембрандт (1606 — 1669). Истоки этой тенденции находятся в творчестве итальянского живописца Караваджо (1573 — 1610), оказавшего большое влияние на многих художников. Искусство Рембрандта в некотором роде занимает срединное положение между барокко и классицизмом, В его произведениях можно обнаружить черты этих двух стилей, но без присущих каждому из них крайностей.

Главное своеобразие искусства Рембрандта заключается в том, что в европейской живописи возникло новое направление — психологизм. Рембрандт первым всерьез откликнулся на известный призыв Сократа: “познай самого себя”. Предметом его искусства становится неисчерпаемое богатство духовной жизни человека.

В его произведениях портрет не только становится самостоятельным жанром, но и достигает невиданных высот. О пристальном внимании к тайнам своей внутренней жизни, о поиске своей, личной истины свидетельствуют такие его картины, как “Апостол Павел в темнице”, “Христос в Эммаусе” и др., где на первый план выходят психологические переживания, размышлений о смысле жизни и бытия. В зрелый период и особенно после знаменитого “Ночного дозора” эти тенденции еще более усиливаются. По-особому ярко они проявляются в полотнах “Портрет старика в красном”, “Портрет старушки”. “Синдики” становится вершиной искусства группового портрета.

В последний период творчества Рембрандт вторгается в совершенно новую для европейского искусства проблему — проблему одиночества человека, Примером тому могут служить его картины “Философ”, “Возвращение блудного сына”.

 

 

«Ночно́й дозо́р» (нидерл. Nachtwacht) — название, под которым традиционно известна картина Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга», написанная в 1642 году. Картина была написана по заказу Стрелкового общества. Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статический парадный портрет, и изобразил роту идущей в сторону зрителя (выступает ли она в военный поход или отправляется с какой-то мирной миссией — дискуссионный вопрос). В результате часть изображённых оказались на заднем плане, что вызвало неудовольствие заказчиков, так же как и изображение на картине посторонних лиц (самое заметное из которых — девочка в жёлтом платье в центре полотна). Плату Рембрандту выдали с большой задержкой. Всего на картине было представлено 34 персонажа, из которых 18 — участники ополчения, они же заказчики картины. В XVIII веке часть полотна с тремя персонажами отрезали, чтобы картина поместилась в новом зале. Сохранилась копия XVII века (предположительно Геррита Лунденса, хранится в Национальном музее в Лондоне), по которой можно судить об утраченной части картины. Сейчас картина хранится в Государственном музее (Rijksmuseum) в Амстердаме. Несмотря на то, что часть полотна утрачена, это одна из самых больших картин музея (363 на 437 см). Как и большинство работ Рембрандта, её лучше всего рассматривать издали. Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения. Первый раз был вырезан кусок холста, во второй раз картине было нанесено более 10 ударов ножом, в третий раз картина была облита серной кислотой.