Русская культура XVIII в.

Радикальные реформы Петра 1 коснулись в первую очередь культуры. Признаки Петровского времени:

1) утверждение нового взгляда на человеческую жизнь;

2) "спрессованность" культурного процесса;

З) развитие "обмирщения".

Реформа школьного образования положила начало светскому образованию. Появляются профессиональные школы: артиллерийская, горная, медицинская, инженерная. Итогом Петровских преобразований стало открытие Академии наук (1725 г.), объединявшей научно-исследовательские и педагогические функции. Петровские преобразования касались не только политики и экономики, но и общественной и частной жизни. Были введены новые формы светского досуга, правила поведения молодых людей.

В первой четверти ХVIII в. в литературе преобладает жанр истории - повести. Герои этих повестей - энергичные молодые дворяне, заявляющие о себе как о европейцах.

М.В. Ломоносов (1711-1765) стал одним из наиболее ярких представителей этого времени - ученый в области естественных и гуманитарных наук, поэт и художник, инициатор создания Московского университета, пробившего первую серьезную брешь в сословно-дворянской системе образования. До открытия Московского университета ведущим центром образования и знаний была Академия наук в Петербурге. Однако гимназия и академический университет в силу сложившихся условий не могли готовить необходимое для России количеств специалистов. Некоторые привлеченные для работы в России иностранцы, например, полагали, что в Петербурге университет не надобен и предлагали готовить специалистов в зарубежных учебных заведениях. Так, в академическом университете в 1725-1731 гг. обучались 8 человек (в 1731 г. занятия были прекращены), в 1735 г. – 12 человек и т.д.; в академической гимназии в 1726 г. обучались – 112, в 1733 г. – 74, в 1773 – 19 человек. Церемония торжественного открытия приходила 26 апреля (5 мая) 1755 г., в день празднования коронации Елизаветы Петровны, подписавшей проект организации Московского университета.

После рассмотрения представления И.И. Шувалова в Сенате 6 ноября 1757 г. была учреждена Академия художеств. Первым президентом которой стал сам Шувалов. До ноября 1761 г. классы академии продолжали состоять при Московском университете, хотя и были переданы в Петербург. В 1761 г. в трех классах академии – живописи, архитектуры и скульптуры – обучалось 68 воспитанников.

Таким образом, в конце 60-х XVIII столетия в России появились два высших учебных заведения, в которых могли учиться представители всех сословий, кроме крестьянского. К концу века в стране складывается система образования. Разночинцы могли получить высшее образование, и они все заметнее начинают заявлять себе. На середину ХVIII в. приходится расцвет русского изобразительного искусства и архитектуры. Для зодчества этого периода характерны объемно-пространственные композиции.

Явлением особой значимости стало развитие российского классицизма. Он вывел русскую культуру на общеевропейскую арену. Больших успехов, впитав европейские традиции, достигла живопись, особенно портретная. Это было связано с пониманием человека как разносторонней личности. Портрет становится ведущим жанром русской живописной школы.

Особенностью русского классицизма в литературе был интерес к национальной тематике, связь с фольклорными традициями. А. Кантемир, В. Тредиаковский, М.В. Ломоносов создали фундамент новой словесности. Общественная мысль нашла выражение в идеях просветительства. Показательны деятельность издателя и журналиста Н.И. Новикова (1744—1802), писателя и публициста А.Н. Радищева (1749—1802). Формирование национальной композиторской школы началось в последней трети ХVIII в. Ведущим жанром была опера. Композиторам были близки и народные традиции.

Наряду со становлением русской национальной культуры шел интенсивный рост национального самосознания. Утверждение самобытных черт русского искусства происходило одновременно с осваиванием традиций западноевропейской культуры нового времени. Предпосылки по реформированию России были налицо. Русские правители и их близкое окружение понимали его неизбежность. Однако мешала русская традиционность, которую П.Я. Чаадаев назвал одной из самых печальных особенностей нашей своеобразной цивилизации: «...мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах и даже у народов, в некоторых отношениях более нас отсталых. Дело в том, что мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого... То, что у других составляет издавна самую суть общества и жизни, для нас только теория и умозрение».

Подводя итоги развития культуры страны в ХVIII в., можно отметить, что успехи в этой сфере явились составной частью достижений Российской империи. Она превратилась в крупнейшее государство мира. Укрепилось экономическое и военное могущество страны, что способствовало формированию русской нации, единого русского языка, самобытной русской культуры.

Укрепление международных связей способствовало проникновению в Россию передовой европейской культуры и науки. Получили развитие все направления культуры - образование, наука, архитектура, литература и искусство. Развитие российской культуры ХVIII в. создало предпосылки для ее выхода на передовые позиции в мировом культурном процессе. В ХIХ в. получит развитие русская общественная мысль, которая внесет большой вклад в разработку проблемы о путях развития России.

6.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ НАГЛЯДНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ