Повесть временных лет

Русско-православная цивилизация (IX-XVII вв.)

Исторический период Характеристика исторического периода
Предпосылки возникновения русско-православной цивилизации (от древнейших времен до конца ХII в.) Днепровский или киевский период охватывает время от образования восточнославянского государства до упадка Киевской Руси. В это время главная масса восточнославянского населения сосредотачивается в области Днепра. Русь испытывает сильное влияние византийской цивилизации, особенно усилившегося после принятия христианства в 988 г. Оказывается благотворное влияние на развитие искусства, образования, архитектуры. Устроителем и руководителем политического и хозяйственного уклада выступает большой торговый город. Вопрос об этногенезе и так называемой прародине славян окончательно не решен. Наибольшее признание получили взгляды, согласно которым славянская этническая общность первоначально складывалась между Одером (Одрой) и Вислой, либо между Одером и средним течением Днепра. Из регионов началось продвижение славян в юго-западном, западном и северном направлениях (V — VII вв.). В VI в. славяне заняли земли, принадлежавшие Византийской империи. С VII — VIII вв. происходит продвижение славян в центральные и северные районы Восточной Европы. К середине 1 тыс., стали создаваться военно-политические племенные и межплеменные союзы: в VII-IХ вв. происходит становление государства у болгар, сербов, чехов, словенцев; в IХ в. складывается древнерусское государство во главе с Киевом — Киевская Русь. Сведения из летописей позволяют считать, что на территории Восточной Европы по бассейнам рек расселились племена восточных славян — поляне. древляне, кривичи, вятичи, радимичи и др. восточных славян получил развитие культ видимой природы — неба (бог Сварог), солнца (Даждьбог), грома и молнии (бог Перун), ветра (бог Стрибог) и др., а также культы предков. Расселение восточнославянских племен оказало влияние на хозяйственную жизнь. Она определялась главной хозяйственной артерией — Днепром, который притягивал славянских поселенцев к черноморским рынкам Лесная полоса позволяла заниматься пушным промыслом и лесным пчеловодством «бортничеством», что давало товары мя внешней торговли.
Исторический период Характеристика исторического периода
Предпосылки возникновения русско-православной цивилизации (от древнейших времен до конца ХII в.) Из Византии через книги, законы, церковное богослуженне,вокальную и хоровую музыку, проповедь на Киевскую Русь пришли гражданские и нравственные понятия. Это была эпоха установления связейКиевской Руси не только с ближайшими соседями и Византией, но и государствами Европы. На торговом пути из «Варяг в Греки» (по линии рек Волхов — Днепр) возникли города (Киев, Новгород, Смоленск и др.), взявшие на себя защиту торговли и торговых путей. Древнейшим государством восточных славян было Киевское княжество, возникшее во второй половине IХ в. и ставшее узловым пунктом торгово-ремесленного развития и центром политического объединения. Главной целью княжеской администрации был сбор налогов (натурой и деньгами). В 945 г. впервые появилось выражение «Русская земля», «Русь». В.О. Ключевский полагал, что название «Русь» носила княжеская дружина, позднее «русью» называли высший класс русского общества. В ХI — ХII вв. термины «Русь» и «Русская земля» обрели политическое значение. Так стада называться вся территория, подвластная киевским князьям, со всем христианским славяно-русским населением. В Киевской Руси сформировался свод древнерусского феодального права — «Русская правда», включивший Правду и Устав Ярослава Мудрого, Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха. В соответствии с ними упразднялась кровная месть, защищалась жизнь и имущество дружинников и т.д. С 988 г. началось крещение Киевской Руси. В этот год князь Владимир тайно принял христианство, и вскоре состоялась его свадьба с сестрой византийского императора Анной. Массовое крещение киевлян произошло 1 августа 990 г., новгородцев — в сентябре того же года. Процесс принятия славянами христианства занял несколько десятилетий. Вместе с христианством на Русь прибывают священнослужители, начинается строительство храмов и монастырей. Получают развитие христианское искусство (иконопись, фресковая живопись, мозаика на церковные мотивы) и литература.  
Исторический период Характеристика исторического периода
Предпосылки возникновения русско-православной цивилизации (от древнейших времен до конца ХII в.) В 989 г. в Киеве начинают строить десятинную церковь, в 1037 г. закладывают Софийский собор, в 1045 г. — Софийский собор в Новгороде. В 1051 г. в Киеве был основан Киево-Печерский монастырь. Киевская Русь подпадает под сильное влияние византийской цивилизации. Первый киевский митрополит из русских — Илларион — был избран только в 1051 г. Тем не менее, культура Киевской Руси сохраняет свою индивидуальность, самобытность и не превращается в придаток византийской цивилизации. Киевские князья были достаточно образованными для своего времени людьми — читали и собирали рукописные книги, распространяли просвещение, были знакомы с иностранными языками. На Руси выработался книжный (литературный) язык, получали развитие летописание, собственная светская литература. Грамотность на Руси была достоянием не только верхних слоев общества, но и приникла в народ, о чем убедительно говорит новгородские берестяные грамоты. Принятие христианства ввело Киевскую Русь в орбиту христианских государств и под влиянием этого события на Руси создаются предпосылки для формирования русско-православной цивилизации. Однако ее развитию мешали внешние обстоятельства (монголо-татарское нашествие) и внутренние противоречия (феодальная междоусобица)».  
Исторический период Характеристика исторического периода
Перемещение центра русского православия Поднепровья Северо-Восточную Русь. (конец ХII — середина ХV в.) Период политической зависимости Руси от Золотой Орды В первой половине ХIII в. большинство русских были завоеваны монголо-татарами и потеряли свою политическую независимость. Остальные русские земли также были зависимы от Золотой Орды. В это же время Новгородские и Псковские земли подверглись нападению со стороны Швеции и ордена, а позднее - Литовского княжества. Со второй половины ХII в. началось запустение Поднепровья (Киевской Руси). В.О. Ключевский отмечал, что "приниженное юридическое и экономическое положение рабочих классов", княжеские усобицы и набеги половцев поколебали общественный порядок и благосостояние Киевской Руси. Он подчеркивал, что Русь, пустея, вместе с тем беднела. «Отлив» населения шел на запад (на Западный Буг, в верховье Днепра и Вислы, вглубь Галиции и Польши) и на северо-восток (за реку Угру, междуречье Оки и верхней Волги), в Суздальские земли, где переселенцы окрепли и спасли свою народность. Следствием русской колонизации Верхнего Поволжья стало образование "в составе "русской народности" "велико-русского племени". Характерные особенности этого хозяйства: - разбросанность населения, господство мелки поселков и деревень; - незначительность крестьянской запашки; - подвижный характер хлебопашества; - развитие мелких сельских промыслов, усиленная разработка лесных, речных и других угодий. В северо-восточной Суздальской земле утвердился новый порядок княжеского владения: в Киевской Руси "вся Русская земля" считалась "отчиной и дединой" всего княжеского рода, а отдельные князья временными владетелями своих "княжений"; на северо-востоке земля перестала быть коллективной вотчиной, а распада-лась на отдельные независимые "княжения", территории которых считались личной и наследственной собственность своих владельцев. Таким образом, сформировалось удельное владение, в котором носителем власти было лицо, а не род.    
Исторический период Характеристика исторического периода
Конец ХII - начало ХIII вв. - середина ХV в. В ХIV - ХV вв. произошли два знаменательных для история Руси события - Куликовская битва (1380 г.) и свержение монголо-татарского ига (1480 г.). До этого московский князь получал титул из рук Золотой Орды. Теперь создаются политические, экономические и идеологические предпосылки для развития русско-православной В условиях освободительной борьбы против ордынского ига происходят этноконфесиональная консолидация княжеств Северо- Восточной Руси, образовавших в ХIV-ХV вв. Московскую Русь. Славянское население Ростовских, Суздальских, Владимирских, Московских, Тверских, Новго-родских и других земель стали этническим ядром форми-ровавшейся русской народности. С конца ХV в. начинает распрост-раняться название Россия, Великороссия. В ХII — ХIII вв. наблюдались два процесса: дробление Руси на княжеские вотчины и собирание дробившихся частей в нечто единое. В процессе собирания северо-восточных земель появился центр, имеющий выгодное географическое положение Москва, возникшая на рубеже юго-западной, днепровской и северо-восточной, волжской Руси. Москва стала «этнографическим центром Великоросс-сии». Положение Москвы прикрывало ее от внешних ударов, которые приходились в первую очередь на Рязанское, Нижегородское, Ростовское, Ярославское и Смоленское княжества. Москва-река имела немалое торговое значение, и город оказался на пересечении скрещиваю-щегося торгово-транзитного движения, что обогащало казну московского князя. Московские князья в силу политических и династических условий выработали линию поведения и выступали в роли смелых хищников, прибиравших к рукам все, что плохо «лежало». К началу ХIV в. вся Москва-река до устья стала московской. Монголо-татарский разгром поверг хозяйство Руси в страшный хаос, из которого с ХIV в. Северо-Восточная Русь начинает выбираться. Московские князья заботятся об установлении в своих землях порядка, и уже Ивана Калиту считали образцовым хозяином. При этом он не гнушался ради этого никакими средствами. В итоге в 1328 г. ему удалось получить ярлык на великое княжение начать процесс вывода Северо-Восточной Руси из состояния раздробленности. Битва на Куликовом поле в 1380 г. под московскими знаменами и первая победа над Золотой Ордой придали великому князю Московскому значение национального вождя в борьбе с внешними врагами.  
Исторический период Характеристика исторического периода
Развитие русско-православной цивилизации в условиях складывающегося многонационального Русского государства Середина ХV - конец ХVII вв. кафедры митрополита из Владимира в Москву. Собирание русских земель вокруг княжества Московского и его превращение в национальное великорусское государство. Великий князь московский становится национальным великорусским царем. В ХIV в. произошло событие, сделавшее Москву церковной столицей Руси. В 1299 г. митрополит Максим, не стерпев монголо-татарского насилия, переехал из Киева во Владимир на Клязьму. В 1326 г. митрополит Петр, гостивший в Москве, умирает, а его Феогност поселиться в Москве. Перенос в Москву митрополичьей кафедры содействовал не только притоку больших материальных средств, которыми располагала тогда русская православная церковь, но и помог московскому князю укрепить свою национальную и нравственную значимость на Руси. В московском князе Северная Русь привыкла видеть старшего сына русской церкви, ближайшего друга и сотрудника главного русского иерарха, а Москву считать городом на котором покоится особое благословение, с которым связаны религиозно нравственные интересы всего православного народа. Иван III территориальное собирание Руси которое продолжил его сын Василий. Используя различные способы и средства, том числе силу экономического и военного принуждения, Иван III присоединяет земли Новгорода Великого, Ростовского и Тверского княжеств; князья ярославские поступают на московскую и отказываются от своей самостоятельности; Василий III часть Смоленской земли, Черниговские и Северские земли, княжество Рязанское и т.д. Приобретения Ивана III и его сына увеличили территорию Московского княжества более чем в два с половиной раза. В результате в ХV-ХVI вв. происходит частичное собирание Москвой русских земель, что превращает Московское княжество в национальное великорусское государство, а великого князя московского — в царя.
Исторический период Характеристика исторического периода
Становление русско-православной цивилизации. Середина ХV—начало ХVII вв. Иван III начинает именоваться титулом государь всея Руси, царем всея Руси. С Ивана III Московское государство устанавливает сложные дипломатические сношения с Польшей, Литвой, Швецией, Венецией, Тевтонским и Ливонским орденами, с императором германским и другими. По словам Ключевского, «объединившаяся Великороссия рождала идею Народного государства..., раздвигаясь с успехами московского оружия и с колонизационным движением велико-русского народа». В 1472 г. овдовевший Иван III женился на Софье (Зое) Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина IХ Палеолога. Брак Ивана и Софьи приобрел политическое значение: как наследница павшей византийской династии Софья перенесла византийские державные права в Москву, как в новый Царьград, и разделила их с Мужем. С 1497 г. гербом Российского государства становится герб Византии — двуглавый орел. Вслед за Софьей из Италии и Византии в Москву прибывают архитекторы и мастера, которые вместе с русскими зодчими и мастерами превращают Московский Кремль в крупнейшую крепость Европы. В Кремле строят: Успенский собор (1475-1479), в котором с 1547 г. венчались на царствование русские цари и императоры, собирались земские соборы; Благовещенский собор (1484 -1489); Грановитую палату (1487- 1491). Иван III, перестав быть данником Золотой Орды, начинает именовать себя титулом государь всея Руси, царем всея Руси. Так, ранее именовали на Руси византийских императоров и ханов-ордынцев. Иван III мог считать себя единственным оставшимся в мире православным независимым государем. В начале ХУI в. в московской летописи появляется новое родословие русских князей, ведущее свой род прямо от императора Римской империи Августа.
Исторический период Характеристика исторического периода
Рождение идеи третьего Рима: Москва — третий Рим, а четвертому не бывать Образование многонационального Российского государства, со своеобразной культурой, основу которой составила великорусская культура. Тогда же обнародуется сказание о "мономаховой шапке", присланной из Царьграда византийским императором Константином Палеологом. Великий Киевский князь Владимир (внук Константина Мономаха) был венчан этим венцом и стал зваться "Мономахом, боговенчанным царем Великой Руси". Ключевский полагал, что основная мысль этого сказания заключалась в том, чтобы объявить московских государей церковно-политическими преемниками византий-ских императоров. Примерно тогда же старец Филофей писал Ивану IV, что все христианские царства сошлись в одном царстве, а Москва - третий и последний Рим, а четвертому Риму не бывать. Знаменательно, что в сооруженном в Кремле Архангельском соборе (1505 – 1508 гг.) часть фресок представляла портретную галерею властителей Руси - князей киевских, владимирских, москов-ских, чем подчеркивалась преемствен-ность верховной власти от Киева к Владимиру и от него к Москве. Таким образом, к концу ХУ в. сформировалась русско-православная цивилизация, истоки которой одни относят к Киевской Руси, другие - к Византийской империи, третьи их находят в Римской империи. Смерть царя Федора Иоанновича в 1598 г. послужила одной из причин начавшейся 15-летней смуты, едва не приведшей российское государство к потере независимости. На Руси пресеклась правившая 735 лет династия Рюриковичей, которая вела свое начало с 862 г. К началу смутного времени Россия превратилась в огромное многонацио-нальное Российское государство, со свое-образной культурой, основу которой составила великорусская культура. В начале ХVII в. на царствование избирается новая династия - Романовых.