Развитие грамотности на Руси

Славянская азбука Кириллица — одна из двух славянских азбук, названная по имени славянского просветителя середины IХ в. Кирилла, который в 863 г. создал первую славянскую азбуку и с помощью брата Мефодия перевел с греческого на славянский язык христианские богослужебные книги. Существовала и другая славянская азбука — глаголица, долгое время применявшаяся у южных славян.

* Буквы; исключённые впоследствии из русского алфавита

** Буквы, у которых изменилось начертание

В древней Руси славянские рукописные книги могли появиться во второй половине IХ в. древнерусские писцы сначала переписывали книги, переведенные на славянский язык в Болгарии и Чехии. К ХI в. относятся сведения об организованном книгописании и создании библиотек при дворе киевского князя Ярослава Мудрого, Киево-Печерском монастыре и в Новгороде. Сохранившиеся книги свидетельствуют о высокой культуре книгописания в Киеве и Новгороде.

6.3. БАЗОВЫЕ ТЕРМИНЫ ПО ТЕМЕ

Агиография — наука, занимающаяся изучением жизни святых.

Академия наук (Петербургская) - основана в 1724 г. Петром 1. По Уставу 1747 г. - Императорская академия наук и художеств, с 1803 г. - Императорская академия наук, с 1836 г. - Императорская Санкт-Петербургская академия наук. В состав академия до 1766 г. входили Академический университет и до 1805 г. - Академическая гимназия.

Акафист — церковные песнопения, в которых прославляются святые.

Боярская дума — 1) в Киевском государстве совет при князе членов старшей дружины и других близких к нему лиц; 2) в период феодальной раздробленности совет знатных вассалов при князе в великих и удельных княжествах; 3) в Русском централизованном государстве конца ХУ начала ХУШ в. — постоянный сословно-представительный совещательный орган аристократии при великом князе (царе), обсуждавший вопросы внешней и внутренней политики.

Вольное экономическое общество - первое русское научное общество, основанное в 1765 г. в Петербурге. Среди его членов - естествоиспытатель и писатель А.Т. Болотов, один из основоположников отечественной агрономической науки. Написал в 1771 г. трактат «О разделении полей», первое руководство по введению севооборота. Болотов разработал принципы лесоразведения и лесопользования и т.д.

Глава (также маковица) — верхняя часть церкви; может иметь различную форму (в арабской архитектуре - грушевидную, армянской и грузинской — пирамидально-многогранную, в русской — луковицеобразную). Число глав над русской православной церковью имеет символическое значение: одна глава устраивалась во славу Единородного Сына Божия, три — во имя Пресвятой Троицы, пять — в честь Иисуса Христа (главу церкви) и четырех евангелистов, семь—семь таинств или семь вселенских соборов, девять — чины ангельские, тринадцать — в честь Иисуса Христа и 12 апостолов.

Институт благородных девиц - среднее закрытое учебно-воспитательное заведение в дореволюционной России для дочерей дворян. Первый институт был открыт в Петербурге в 1764 г., при Воскресенском Смольном женском монастыре под названием Воспитательное общество благородных девиц.

Иосифляне — церковно-политическое течение в Русском государстве конца ХУ — середины ХУI в. Идеолог течения — Иосиф Волоцкий. Сторонники отстаивали незыблемость церковных догм, защищали церковно-монастырское землевладение. Иосиф Волоцкий считал, что поскольку большая часть дня монаха уходила на богослужение, вполне законно и необходимо, чтобы монастыри владели землей и селами для того, чтобы «церковную утварь создавать, святые иконы, и священные сосуды, и книги, и ризы, и братию кормить.., и нищих, и странников, и путников кормить, и милостыню давать» и т.д. Он был сторонником богатого внешнего и внутреннего убранства храмов (росписи, иконы), обеспечения обители книгами и т.д.

Противоположным иосифлянам течением выступали нестяжатели (заволжские старцы}, проповедовавшие аскетизм, уход от мира; нестяжатели выступали за отказ церкви от земельной собственности. Идеологами этого церковно-политического течения были Нил Сорский, Вассиан Патрикеев и др. Н. Сорский высказывал мысль о том, «чтобы монастыри не владели сели ми, а жили бы монахи по пустыням, а на жизнь зарабатывали рукоделием». Нестяжательство осуждено на церковных соборах 1503 и 1531 гг.

Исихасты (от греч. - покой, безмолвие, отрешенность) - безмолвики, молчальники. Они появились одновременно с монашеством. В IV в. в Византии возникло течение исихазм — о пути к единению человека с Богом через "очищение сердца" слезами и самососредоточение сознания, которые ведут к божественному озарению, дающему возможность человеку усовершенствоваться по подобию Божию.

Канон (греч., буквально - прямой шест) - 1) свод основных положений, правил, имеющих аксиоматический или догматический характер; 2) в широком смысле все постановления церкви, как относящиеся к вероучению, так и касающиеся устройства церкви, ее учреждений, дисциплины и религиозной жизни церковного общества, а иногда отношение к творениям отдельных отцов церкви; 3) особая группа христианских богослужебных песнопений, входящих в состав церковной службы. Состоит из 9 песен, связанных единством воспеваемого праздника или святого.

Кондак - первоначально так назывались свитки исписанного с обеих сторон пергамента, а затем данное название получили краткие православные песнопения на тему праздника или жизни святого. Кондак исполняется на утрене после третьей и шестой песен канона, а также на литургии.

Кормление - на Руси система содержания должностных лиц (наместников и волостелей) за счет местного населения. Ликвидирована земской реформой 1555-1556 гг.

Кунсткамера - первый русский музей, основанный в 1714 г. по инициативе Петра 1. В 1719 г. открыт для всеобщего обозрения.

Медико-хирургическая академия - высшее медицинское учебное заведение. Основана в 1798 г. на базе Медико-хирургического училища. Готовила лекарей для армии и флота.

Местничество - система распределения служебных мест в Русском государстве, существовавшая в ХIV-ХV вв., при назначении на придворную, военную и административную службу с учетом происхождения, служебного положения предков и личных заслуг. Отменено в 1682 г. царем Федором Алексеевичем.

Парсуна - условное наименование произведений русской портретной живописи ХVII в. Первые парсуны, изображавшие реальных исторических лиц, техникой исполнения и образной системой мало отличались от произведений иконописи. Во второй половине ХVII в. парсуны иногда писали на холсте масляными красками. Как правило, парсуны писались живописцами Оружейной палаты - С. Ушаковым, И. Максимовым, И. Безминым и др.

Патерики - в византийской аскетической литературе так назывались сборники, состоявшие или из кратких повестей о подвижниках какой-нибудь знаменитой обители, или из кратких аскетически-нравоучительных «слов» этих отцов церкви, или и тех и других.

Приказы - 1) органы централизованного управления в России с ХУI до начала ХУIII в., когда Петр 1 заменил их коллегиями; 2) местные органы дворцового управления в ХVI-ХVII вв.

Синод, Святейший Всероссийский Правительствующий — образован в 1721 г. Ведал делами православной церкви, заменив патриаршую власть и поместные соборы. Возглавлял Синод обер-прокурор, назначаемый царем. Таким образом, церковь превратилась фактически в государственную организацию. Синод считался в РПЦ соборным правительством, через которое в церковном управления действовала верховная самодержавная власть, его учредившая. С 1703 г. Русская православная церковь не избирала патриарха. Избрание патриарха было восстановлено только после свержения царского самодержавия в России в 1917 г.

Славяно-греко-латинская академия - Открытие школ в Заиконоспасском и Богоявленском монастырях и при Печатном дворе привело в 1687 г. к созданию Эллино-греческого училища (его еще называли Эллино-греческой академией). Со временем статус училища был поднят до академии, что стало первым опытом организации в России высшего учебного заведения. Тогда его торжественно именовали «Московские новосияющие Афины». Училище замышлялось как светское учебное заведение. Оно должно было давать широкое общее образование. В ХVII в. в академии преподавали греческий (в качестве основного), латинский, старославянский языки, богословие, "семь свободных искусств"(грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка). В начале ХVIII в. курс обучения расширили: начали изучать немецкий и французский языки, медицину, физику и другие дисциплины; латинский язык сделали основным, ибо латинский в то время был международным языком и языком научного общения. В Славяно-греко-латинскую академию охотно поступали представители высшей московской знати, духовенства, купечества, посадских людей и даже крестьяне (кроме крепостных). В академии учились М.В. Ломоносов, архитектор В.И. Баженов, поэты В.К. Тредиаковский и А.Д. Кантемир, известный географ и математик Л.Ф. Магницкий, исследователь Камчатки С.П. Крашенинников и др. В 1701 г. академия была реформирована в Славяно-латинскую, а в 1775г. - в Славяно-греко-латинскую академию. В 1814 г. Славяно-греко-латинскую академию преобразовали в духовную академию и перевели в Троице-Сергиеву лавру.

Табель о рангах — законодательный акт России ХVIII—ХХ вв., определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издан Петром I в 1722 г. Устанавливал 14 рангов (классов, классных чинов, 1-й высший) по трем видам: военные (сухопутные и морские), штатские и придворные. Упразднен после Октябрьской революции 1917 г.

Тропарь - церковное песнопение, выражающее сущность празднуемого и воспоминаемого священного события или отражающее главные черты жизни и деятельности прославляемого святого.