Передвижники

Во второй половине XIX в. в России сформировалась организация художников — Товарищество передвижных художественных выставок, объединившее в своем составе наиболее творческие силы русского искусства. Знаменитый «бунт 14-ти протестантов», происшедший в 1863 г., пробил первую брешь в системе Академии художеств, находившейся в ведении Министерства императорского двора. Протест 14-ти выпускников ХА был направлен против изжившей себя педагогической системы, устаревших и застывших нормативов эстетики, оторвавшихся от передовой русской художественной культуры. Товарищество явилось новой формой организации людей творческого труда. Товарищество передвижных художественных выставок, образованное по инициативе И.Н. Крамского, ГГ. Мясоедова, Н.Н. Ге и В.Г. Перова, — эпоха в истории российской живописи. Оно объединило почти все наиболее талантливые художественные силы России. Художники-бунтари решительно порвали с канонами русского академизма и представили на суд зрителей свои полотна, на которых отразилась история и жизнь народа, страны, ее природы. Нередко художники через отдельные образы и сюжеты показывали жизнь целых сословий и классов. Ведущим в искусстве Товарищества передвижных художественных выставок были бытовой и исторический жанр, портрет и пейзаж, в которых художникам удавалось воплотить реальную жизнь, отразить нравственно-философские проблемы. Полотна художников передвигались» по России, что было новаторством в демонстрации результатов своего труда. С 1871 г. Товарищество устроило 48 передвижных выставок в Петербурге, Москве, Киеве, Харькове, Казани, Одессе и других городах России. Распалось Товарищество передвижных художественных выставок в 1923 г.