Что такое культура? Структура и функции культуры

Ученые насчитывают сотни определений «культура», обозначающих ее различное понимание, осмысление и изучение. По их подсчетам, с 1871 по 1919 г., было дано семь определений культуры, с 1920 по 1950 г.— 157. Американские культуроведы Альфред Кребер и Клайд Клакхон насчитали более 200 определений. Российский ученый П.С. Гуревич считает, что «сейчас число определений измеряется уже четырехзначными цифрами».

В «Философском энциклопедическом словаре», например, дается такое определение культуры:

«Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».

В приведенном понятии «культура» фиксируется:

• общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни;

• качественное своеобразие исторически—конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох и цивилизаций, этических и национальных общностей.

Культура характеризует особенности поведения, сознания, деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, культура быта, политическая культура, правовая культура и т.д.). В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (культура сословия, культура класса, культура слоя общества — интеллигенции, духовенства, военнослужащих, спортивных болельщиков и т.д.), общества в целом.

Чем объясняется большое количество определений культуры?
Во-первых, структура культуры сложна, многофункциональна и многогранна, так как включает в себя систему образования, науку, литературу и искусство, религию и т.д. Важнейшая ее функция передача (трансляция) социального опыта от поколения к поколению, от одной страны к другой, от цивилизации к цивилизации, выступая в роли социальной памяти человечества. Потеря социальной памяти может иметь тяжелые последствия для народа и человечества в целом. Не случайно на Руси зрелость культуры во многом определяется мерой освоения культурных ценностей прошлого. Поэтому важно не столько сохранить социальный опыт, сколько передать его — отсюда вытекает функция познавательная или гносеологическая.

Культура выступает в роли регулятора поведения, поступков и действий людей, отбора духовных и материальных ценностей, то есть выполняет функцию регулятивную или нормативную. Эта функция опирается на нормативно—социальные системы, выработанные и закрепленные в официальных нормативах или являющиеся традиционными для народа или страны.

Культура представляет собой определенную знаковую систему, которую необходимо понимать или уметь расшифровывать. Отсюда вытекает такая функция культуры, как семиотическая, или знаковая. Без понимания специфики языка мира музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, театра, философии и т.д. невозможно понять их содержания. Это же относится к языкуфизики, химии, математики и других естественных наук, которые располагают собственными знаковыми системами.

Качественное состояние культуры отражает, например, ценностная, или аксиологическая функция.Культура, как система ценностей, формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации, по которым судят о степени культурности человека, группы людей, класса или сословия, общества в целом. Кроме того, в круг интересов культурологии входят все новые и новые
сферы человеческой деятельности. Это — не случайно, а закономерно, ибо культурология тесно взаимодействует с философией, в недрах которой она возникла и развивалась на протяжении длительного периода. В то же время она связана с эстетикой, искусствознанием, выступая в роли связующего звена между искусствоведческими дисциплинами, философией и историей. Культурология выявляет и собирает то общее, что объединяет все области художественного творчества.

Анализ духовной культуры невозможен без обращения к наукам, которые исследуют внутренний мир человека — психологии, логики и физиологии. Культурология опирается на разработки семантики и семиотики, предметом которых являются свойства знаковых выражений и систем. Взаимодействие культурологии и педагогики содействует формированию человека, помогая воспитательному процессу. Культурология опирается на данные археологии и этнографии. Ранее уже отмечалось взаимодействие с экологией, при котором проблемы сохранения окружающей среды рассматриваются в соответствии с пониманием гуманистического в мире. В свою очередь в этом взаимодействии свою роль играют этика, как наука о нравственных человеческих отношениях между людьми, и право с его совокупностью общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством.

Взаимодействие культурологии со смежными науками, сочетание традиционных и новых методов исследования дают возможность по-новому, не ординарно подходить к проблемам человеческой деятельности в сфере культуры и плодотворно их решать.

Культуру нередко определяют как вторую природу. Такое ее понимание восходит еще к античной Греции. В самом общем плане такое определение можно принять, не упуская при этом, что многие культурологи относят к культуре все рукотворное. Природа создана для человека, который является высшей ступенью живых организмов на Земле, а он создал «вторую природу». Если под культурой понимается нечто освоенное, преобразованное, возделанное человеком, то под природой — то, что существует по собственным, независимым от него основаниям и законам. В результате деятельности человек преобразует природу, то есть он превращает природное, естественное (или им созданное, но из природных компонентов) в культурное. В этом преобразовании природы заключена самая суть человеческого способа существования в мире.

В процессе деятельности человек создает искусственный продукт — артефакт, который ему не может дать природа. Но сам человек — порождение природы и практически не может жить вне природы, которая является не только естественным условием его существования, полем его преобразовательной деятельности, но выступает как предмет познания. Поэтому человек (человеческое общество) и культура одновременно и противостоят природе, и едины с ней.

С одной стороны, природа может восприниматься как нечто неоформленное, неорганизованное, неразумное, более низкое чем культура и ей уступающее, что порождает позицию господства человека над природой. С другой стороны, природа — совершенна, гармонична, более высоко организована, чем человек и сотворенная им культура. Следовательно, человек должен учиться у природы и ей подчиняться. Каждая из двух приведенных полярных точек зрения и близких к ним промежуточных позиций находит реальное воплощение в ходе развития человеческой мысли и практических форм взаимодействия общества с природой.

В системе античного мышления человек и природа понимались как подвижное, изменяющееся целое. Идеалом считалась жизнь в согласии с природой. Средневековая христианская культура окружающую человека природу рассматривала как нечто сотворённое богом и более низкое (чем сам человек), поскольку он был наделен божественным началом — душой. Жизнь человека нередко мыслилась как борение божественного начала — души — с греховным природным началом — телом. Потому природа понималась как нечто неодушевленное, противостоящее человеку и человеческому обществу.
Оправдание негативного отношения к природе и обоснование применяемого к ней насилия, казалось бы, не могли стимулировать интереса к научному познанию природы. Но если природа — творение божественное, то значит, Бог имел какие-то намерения, создавая природу. А если при ее творении был божественный замысел, то его надо было раскрыть и восславить мудрость и всемогущество Творца. Если следовать логике рассуждения, то Бог дал человеку две книги — Священное писание и книгу в лице природы, которую также необходимо было «прочитать». Такой подход сыграл свою роль в возникновении науки о природе — естествознании. В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Человек увидел в ней красоту, величие, источник радости, наслаждения, которые противоречили мрачному аскетизму средневековья. В XVIII в. природа начинает пониматься как реальность, противостоящая порочной человеческой цивилизации. В эпоху Просвещения Ж. Ж. Руссо приходит к убеждению, что переход от естественного, природного состояния к социальному является источником всех человеческих несчастий. Один из его героев считал, что "возделывать землю и жить ее плодами - это естественные условия человека". Жителей деревни надо учить "уважать свое естественное состояние и тем самым уважать себя".

В период становления промышленного капитализма возникает тин отношения с природой, который господствовал до середины ХХ в. - цель науки и техники - господство над природой. Из кладовой природы начали черпать без меры и счета. Один из героев И.С. Тургенева заявил, что природа - не храм, а мастерская, и человек в ней работник. Это положение - не оригинальное изобретение русского писателя, а отражение господствующей точки зрения на взаимоотношения человека и природы.

Вторая половина ХХ столетия заставила человека пересмотреть свое отношение к природе. Но человек вынужден был сделать это под угрозой неминуемой экологической катастрофы, которая ставила homo sapiens на грань выживания. Речь идет о возможности жизни на Земле. А между тем человек прошел огромный путь развития, который может завершиться трагически, если будет продолжено потребительское отношение к природе.

Если оставить в стороне вероятные пути возникновения или появления человека на Земле (сотворение Богом или теория внеземного происхождения), то человек возник на Земле в итоге сложного и длительного историко-эволюционного процесса. Следовательно, природа - мать всего созданного человеком. На самом деле фактически природа, человек и культура тесно связаны между собой как результат взаимодействия человека и природы.

Отношения между природой и культурой взаимозависимы: природа влияет на культуру и в свою очередь культура воздействует на природу. Между природой и культурой находится человек, на которого оказывают влияние и природа, и культура, а он в свою очередь воздействует на них. Многообразие культур объясняется рядом обстоятельств. Действительно, можно говорить о культурах христианской, мусульманской, буддийской и других конфессий, о континентальных культурах (европейской, азиатской, американской и т.д.), о национальных культурах. Можно вести речь о культурах во времени и пространстве - культуре древнего Египта и Двуречья Тигра и Евфрата, долин рек Инда и Хуанхэ, древней Греции и древнего Рима, средневековой культуре Европы и современной романо-германской культуре, культуре Запада и Востока, Севера и Юга. Каждая из культур выступает как уникальный социальный организм, существовавший или существующий по своим законам, которые обусловлены спецификой превалирующих ценностных ориентаций.