М.В. Нестеров Видение отроку Варфоломею. 1889—1890 гг.


И.М. Прянишников
Общий жертвенный котел в престольный праздник 1888 г.

 

 

7.3. БАЗОВЫЕ ТЕРМИНЫ ПО ТЕМЕ

Западничество – направление общественной культурной мысли Росси XIX века, критически воспринимавшее русскую действительность и мечтающее «об идеальном Западе». Оппонентами в вопросе дальнейшего пути развития России были славянофилы.

Концепция всеединства – в философии В.С. Соловьева единство развития человечества.

Космизм – течение XX века, представители которого убеждены в том, что развитие человечества приобретает все более общепланетарный характер.

Ноосфера – сфера разума.

Петрашевцы – члены кружка М.В. Буташевич-Петрашевского, проповедовавшие идею критического отношения к крепостнической действительности. Как просветители, «левые» петрашевцы апеллировали к разуму, обличали враждебное отношение к просвещению и науке, мракобесие и невежество, отстаивали свободомыслие, веротерпимость, права и свободы граждан. «Правое» крыло занимало аполитичную позицию, разделяя взгляды Фурье, оно подчеркивало «мирный» и «безвредный» характер социализма, совместимость с политическими порядками в России.

Почвенничество – течение, сложившееся под влиянием славянофильства, некоторые стороны которого в 70-80-х гг. приобрели черты национализма и панславизма. Главная идея - «о национальной почве» как базе социального и духовного развития России и критика бездуховности, тлетворности революционных и материалистических идей Запада с одновременной высокой оценкой западноевропейской культуры. Эту позицию разделяли А.А. Григорьев, братья М.М. и Ф.М. Достоевские, Н.Н. Страхов.

Славянофильство – направление общественной мысли России XIX в., сторонники которого считали, что идеалом является допетровская Московская Русь.

София – в религиозно-поэтическом учении В.С. Соловьева «вечная женственность».

Теургия (греч., букв. – божественное действие, чудо) – вид магии, с помощью которой считалось возможным изменить ход событий, подчиняя своей воле действия богов и духов. В философии В.С. Соловьева умеренно-реформаторские взгляды сочетались с мистико-максималистской проповедью «теургического делания». Последние годы жизни Соловьева отмечены отходом от прежних философских конструкций в сторону христианской эсхатологии.

Эклектизм (эклектика) – в архитектуре и изобразительном искусстве использование различных исторических стилей (готики, ренессанса, барокко, древнерусского, классицизма и др.). Оказал влияние на становление целостного в своей сущности, но питающегося из самых разнообразных источников стиля «модерн». Примером эклектизма в архитектуре служит Храм Христа Спасителя, воплощающий русско-византийский стиль.

Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.