М. Шагал. «России, ослам и другим». 1911 г.

Репродуцируемый рисунок является вариантом ранней крупноформатной картины, находящейся в парижском Музее современного искусства. В рисунке чувствуются скрытая привязанность художника к жизни русской провинции и, вместе с тем, стремление освободиться от нее. Но лишь в небольшом числе его произведений эта двойственная связь - с местом рождения, провинциальным городком Витебском, и с духовной родиной, Парижем, - проявляется столь наглядно. Истоком мотивов картины служит народная русская форма жизни, исполнение же по динамике, размаху рождено кубизмом, накалом парижской атмосферы. Реалии быта Шагал превращает в фантастику. Женщина напоминает обретшее плоть сновидение; голова ее, словно это в порядке вещей, отделилась от тела и поднимается ввысь. Пространство вокруг нее полно напряженности, которую создают вонзающиеся в него острые треугольники. В не меньшей мере напоминает сновидение и нижняя часть картины: на покосившейся крыше дома стоит печальный осел с человечьим взглядом и кормит молоком из своего вымени не только маленькое животное, но и ребенка, что невольно вызывает в памяти зрителей легенду о Реме и Ромуле.

Представленное на картине видение очень близко к действительности, но все же остается видением. Народный сказочный мир оживает в картине столь же пластично, как и в одесских рассказах Бабеля. Она создана Шагалом в Париже, где он стал выражать желаемое содержание твердо и пластично.

Ле Корбюзье (Шарль Эдуард Жаннере). Три женщины.1940-1 943 гг.

Автор картины - один из самых выдающихся архитекторов ХХ века, создатель нового стиля и направления в зодчестве Ле Корбюзье (как живописец он работал под своим настоящим именем - Жаннере). В архитектуре Ле Корбюзье придерживался принципа функциональности и немногословного, производящего геометрический эффект стиля, который он, однако, смягчал, включая более свободные и причудливые элементы, например полукругами изогнутые стены. Подобным же образом он поступил и при создании этой картины. Лиловато-коричневые обнаженные тела, выступающие из серого фона, очерчены черными контурами. Все три фигуры исполнены уверенной твердой рукой и, вместе с тем, с легким изяществом. Хотя картина эта - фигурная композиция, она воздействует не теплотой, прочувствованностью в изображении людей, а, напротив, излучаемой ею атмосферой обезличенной дисциплины. Такая кажущаяся безличной живопись хорошо дополняет индивидуальную, отличающуюся исключительно сильно выраженным личным характером фантазию Корбюзье-зодчего и его творческий метод в архитектуре.

"Три женщины" - произведение не типичное для Жаннере, более известны его сероватые абстрактные композиции, выполненные в принципах пуризма. Но именно в сравнении с ними эта работа, которая, несмотря на маленькие размеры, отличается естественным монументализмом, вызывает еще больший интерес.