Н.Я. Данилевский о законах развития цивилизаций

Всего Н.Я. Данилевский выделяет 10 культурно-исторических типов (или самобытных цивилизаций):

1) египетский,

2) китайский,

3) ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский, или древне-семитический,

4) индийский,

5) иранский,

б) еврейский,

7) греческий,

8) римский,

9) ново-семитический, или аравийский,

10) германо-романский, или европейский.

К названным культурно-историческим типам, по мнению Данилевского, можно, еще, пожалуй, причислить два американских типа - мексиканский и перуанский, погибшие насильственной смертью и не успевших совершить всего развития.

Развитие культурно-исторических типов (цивилизационных образований) проходит, как полагает Н.Я. Данилевский, по определенным законам и называет пять таких законов:

 

Закон 1. Всякое племя или семейство народов,

характеризуемое языком или группою языков,

довольно близки между собою для того,

чтобы сродство их ощущалось непосредственно,

без глубоких изысканий, - составляют самобытный

культурно-исторический тип, если оно вообще

по своим духовным задаткам способно к историческому

развитию и вышло уже из младенчества.

 

Закон 2. Чтобы цивилизация, свойственная

самобытному культурно-историческому типу,

могла зародиться и свободно развиваться, необходимо,

чтобы народы, к нему принадлежащие,

пользовались политической независимостью.

 

Закон 3. Результаты развития цивилизации одного культурно

исторического типа не передаются народам другого типа.

Каждый тип вырабатывает их для себя при большем

или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших

или современных цивилизаций.

 

Закон 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно

историческому типу, тогда только достигает полноты,

разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические

элементы, его составляющие, - когда они, не будучи поглощены

одним политическим целым, пользуясь независимостью,

составляют федерацию или политическую систему государств.

 

Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов протекает

подобно тем многолетним одноплодовым растениям,

у которых период роста бывает неопределенно

продолжительным, но период цветения и плодоношения –

относительно короток и истощает раз и навсегда,

как полагает автор законов, их жизненную силу.

Каждый культурно-исторический тип, как считал Н.Я. Данилевский, имеет различные основы по видам деятельности. Таких основ он насчитывал четыре:

1) религиозная, объемлющая собою отношение к Богу;

2) культурная, объемлющая, по его словам, отношение человека к внешнему миру (теоретическое, научное, эстетическое, художественное, техническое, промышленное);.

З) политическая, определяющая собою, как он полагал, отношения людей между собою как членов одного народного целого и отношения этого целого как единицы высшего порядка к другим народам;

4) общественно-политическая, объемлющая собою отношения людей между собою не непосредственно, как нравственных и политических личностей, а посредственно - применительно к условиям пользования предметами внешнего мира, следовательно, и добывания и обработки их.