Теории эмоций

Впервые эмоциональные выразительные движения стали пред­метом изучения Ч. Дарвина. На основе сравнительных исследо­ваний эмоциональных движений млекопитающих Дарвин создал биологическую концепцию эмоций, согласно которой вырази­тельные эмоциональные движения рассматривались как руди­мент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой биологический смысл и вместе с тем выс­тупающих в качестве биологически значимых сигналов для осо­бей не только своего, но и других видов.

Результатом глубокой теоретической мысли является биоло­гическая теория эмоций П.К. Анохина. Эта теория рассматрива­ет эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фак­тор в жизни животного мира.

Рассмотрение эмоций с биологической точки зрения (П.К. Ано­хин) позволяет признать, что эмоции закрепились в эволюции как механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границахи предупреждающий разрушительный характер недо­статка или избытка каких-либо факторов жизни данного орга­низма. Положительные эмоции возникают, когда реальный ре-• зультат совершенного поведенческого акта совпадает или превы­шает ожидаемый полезный результат, инаоборот, недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым ведет к отри­цательным эмоциям.

Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизи­рующий жизненный процесс и тем самым способствующий со­хранению как отдельной особи, так и всего вида.

Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное поло­жительной эмоцией, способствует обучению соответствующей де­ятельности, а повторные неудачи в получении запрограммирован­ного результата вызывают торможение неэффективной деятель­ности и поиски новых, более успешных способов достижения цели.

Хотя наличие потребности представляет обязательное условие возникновения эмоции, оно вряд ли является единственным и достаточным. Это положение явилось отправной точкой для по­строения П.В. Симоновым информационной теории эмоций. Согласно Симонову, эмоция есть отражение мозгом высших жи­вотных и человека величины потребности и вероятности ее удов­летворения в данный момент.

Симоновым сформулировано правило, согласно которому от­ношение между эмоцией (Э), потребностью (П), информацией, прогностически необходимой для организации действий по удов­летворению данной потребности (Н), иналичной информацией, которая может быть использована для целенаправленного пове­дения (С), выражается формулой: Э = П (Н — С).

Из данной формулы следует, что: 1) эмоция не возникает, если потребность отсутствует или удовлетворена, а при наличии по­требности — если система вполне информирована; 2) при дефи­ците наличной информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации; 3) положительная эмоция возникает, когда наличная инфор­мация превышает информацию, прогностически необходимую для удовлетворения данной потребности. Таким образом, форму­ла эмоций отражает количественную зависимость интенсивно­сти эмоциональной реакции от силы потребности и размеров дефицита или прироста прогностической информации, необхо­димой для достижения цели (удовлетворения потребности).

Симонов показал, что эмоции возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью ее удовлетворе­ния, т. е. при недостатке или избытке актуальных сведений, необ­ходимых для достижения цели, а степень эмоционального напря­жения определяется потребностью и дефицитом информации, не­обходимой для удовлетворения этой потребности. Таким образом, в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмо­ции, изменяют эмоциональный настрой и поведение личности.

Эмоцияможет рассматриваться как обобщенная оценка си­туации.Так, эмоция страха развивается при недостатке сведе­ний, необходимых для защиты, как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия, которое должно быть выпол­нено в данных условиях. Очень часто страх, возникающий в си­туациях неожиданных и неизвестных, достигает такой силы, что человек погибает. Понимание того, что страх может быть след­ствием недостатка информации, позволяет его преодолеть. Реак­цию удивления можно рассматривать как своеобразную форму страха, которая пропорциональна разнице между предвидимой и фактически полученной дозой информации. При удивлении внимание сосредоточивается на причинах необычного, а при стра­хе — на предвосхищении угрозы. Понимание родства удивления и страха позволяет преодолеть страх, если перенести акцент с результатов события на анализ его причин.

Теория когнитивного диссонанса Фестингера:

Положительные эмоции — результат совпадения или пре­вышения полученной информации с ожидаемой;

отрицательные эмоции — результат недостатка, несовпаде­ния полученной информации с исходной;

если занизить уровень ожиданий, то вызываются более по­ложительные эмоции.

Согласно теории американского психолога Джеймса, тот факт, что эмоции характеризуются ярко выраженными изменениями в деятельности внутренних органов, в состоянии мышц (мими­ка), позволяет предположить, что эмоции представляют собой сумму только органических ощущений, вызываемых этими из­менениями. Джеймс и независимо от него Ланге предложили «периферическую» теориюэмоций, согласно которой эмоция является вторичным явлением — осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних орга­нах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Согласно этой теории, человеку гру­стно, потому что он плачет, а никак не наоборот. Суть своей тео­рии Джеймс выразил парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим». Если человек при­мет зажатую скованную позу, с опущенными плечами и голо­вой, то вскоре у него появится и чувство неуверенности, подав­ленности, грусти. И наоборот, поза с развернутыми плечами, поднятой головой, улыбкой на губах вскоре вызовет и чувство уверенности, бодрости, хорошее настроение. Частично эти на­блюдения справедливы, но все же физиологические проявления не исчерпывают существа эмоций.

Теория Кеннона. Не органические процессы вызывают эмоции, а эмоции и органические процессы порождаются одновременно единым источником.

Электрофизиологическая теория:

Объясняет природу эмоций наличием особых образований не­рвной системы, в структуре мозга:

таламуса;

гипоталамуса;

лимбической системы;

наличие мозговых центров наслаждения «рая» и страда­ния, «ада».

Ученые пришли к заключению (Э. Гельгорн), что эмоции осу­ществляют энергетическую мобилизацию организма. Так, напри­мер, радость сопровождается усилением иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток кро­ви к коже, кожа делается теплее, ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и способствует улучшению физиоло­гических процессов. Радость молодит, так как создаются опти­мальные условия питания всех тканей тела. Напротив, физиоло­гические проявления печали характеризуются парализующим действием на мышцы. Движения в результате медленные и сла­бые, сосуды сжимаются, ткани обескровливаются, появляется озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди. Огорчения очень старят, поскольку они сопровождаются изменениями кожи, во­лос, ногтей, зубов и пр.

Итак, если вы хотите подольше сохранить молодость, то не выходите из душевного равновесия по пустякам, чаще радуйтесь и стремитесь удержать хорошее настроение.

Представляет интерес концепция Арнольда, согласно которой интуитивная оценка ситуации (например, угрозы) вызывает тен­денцию действовать, что, будучи выраженным в различных те­лесных изменениях, переживается как эмоция и может привес­ти к действию. Если Джеймс говорил «мы боимся потому, что дрожим», то из концепции Арнольда следует, что мы боимся, потому что решили, будто нам угрожают.

Далибор Биндра после критического анализа существующих теорий эмоций пришел к выводу, что нельзя провести жесткое разграничение между эмоцией и мотивацией, между соответству­ющими типично-видовыми действиями. Нет доказательств, что эмоции вызываются только стимулами внешней среды, а моти­вации — только изменениями внутренней среды организма. Эмо­ция не может быть полностью отделена от других явлений — ощущения, восприятия, мотивации и т. п.

Чувства связаны с потребностями, возникшими в ходе исторического развития человечества. Само возникновение чувств обусловлено общественным бытием человека.Нравственные это разные формы переживания ценности или, наоборот, недопустимости тех или иных действий, поступков, мыслей человека с точки зрения требуемого от него отношения к обществу, его интересам и нормам.

Эстетические чувства — представляют собой переживания чего-либо как прекрасного.

Интеллектуальные чувства - связаны с познавательной деятельностью людей, с удовлетворением любознательности, познавательных интересов и прочего.

В основе чувств лежат прежде всего потребности, связанные с отношениями между людьми: потребностью в выполнении общественных требований, в деятельности, пользующейся уважением общества и т.п.

В отличие от эмоций (а простейшие эмоции имеются и у животных) чувства присущи только человеку.

 

Эмоции всегда носят ситуативный характер, а чувства могут иметь как ситуативный так и устойчивый, длительный характер, могут не зависеть от какой-либо ситуации.

Устойчивые эмоциональные отношения (чувства) возникают позднее, чем ситуативные, то есть первые — это результат эмоционального обобщения.

Настроение — это более или менее длительные эмоциональные состояния, придающие определенную окраску всем другим переживаниям человека. В радостном настроении человек склонен все переживать в положительном свете, и вещи обычно безразличные, могут вызвать в этих случаях радостные переживания. В тревожном настроении человек отовсюду ожидает опасности, неприятного и т.п. Настроения вызываются как событием, значимым для человека, так и физическим самочувствием;

Аффекты — это сильные, бурно протекающие и относительно кратковременные переживания: ярость, ужас, восторг, отчаяние. Аффекты переживаются как бы помимо воли, как происходящее с человеком, а не принадлежащее ему.

Страсть - это сильное, стойкое и глубокое чувство, захватывающее всего человека, подчиняющее себе основную направленность его мыслей и действий.
Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.