Взаимодействие людей в неорганизованных группах

Природа коллективного поведения предполагает рассмотре­ние таких явлений, как толпы, сборища, панические настроения, мании, танцевальные помешательства, стихийные массовые дви­жения, массовое поведение, массовые увлечения, социальные движения, революции. Элементарные формы коллективного по­ведения людей в толпе — относительно стихийное, порой непред­сказуемое взаимодействие людей в ситуации неопределенности или угрозы. Ключ к пониманию природы коллективного поведе­ния дает форма социального взаимодействия, названная круговой реакцией: взаимное возбуждение людей приобретает круго­вую форму, при которой люди отражают настроения, эмоции друг друга и таким образом интенсифицируют их.

Социальное беспокойство — внутреннее напряжение многих людей при отсутствии способов его снятия, выражаемое в форме беспорядочной и некоординированной деятельности, причем чув­ство беспокойства вовлекается в круговую реакцию и становится «инфекционным», происходит «эмоциональное заражение» людей. Социальное беспокойство присутствует там, где люди обладают повышенной чувствительностью по отношению друг к другу, а также там, где они вместе переносят разрушение заведенного жизненного уклада. Эти условия встречаются в таких случаях со­циального беспокойства, как революционные волнения, женский протест, религиозные волнения, трудовые конфликты.

Черты социального беспокойства:

· беспорядочный характер поведения, когда люди находятся в состоянии напряжения и чувствуют сильный позыв к дей­ствию, но не имеют четкого представления и понимания сво­их целей;

· возбужденные чувства тревоги, страхов, неуверенности, аг­рессивности, склонность к распространению слухов и пре­увеличений;

· наличие повышенной раздражимости и внушаемости людей, психологической неустойчивости, податливости влиянию лидеров, новых стимулов и идей. Там, где коллективное
возбуждение интенсивно и широко распространено, есть ве­роятность возникновения социальной инфекции — сравни­тельно быстрого бессознательного и нерационального распространения каких-либо настроений, порывов или форм поведения (например, разгул биржевой спекуляции, финан­совой паники или волны патриотической истерии).

Можно выделить четыре типа элементарных коллектив­ных групп (Г. Блумер): действующая толпа (агрессивная тол­па), экспрессивная толпа (например, танцующая толпа в рели­гиозных сектах), масса (люди, участвующие в массовом поведе­нии, но не имеющие никакой социальной организации; они от­ делены и неизвестны друг другу, например, при золотой или земельной лихорадке) и общественность (группы людей, кото­рые сталкиваются с какой-то проблемой, имеют разные мнения относительно подхода к решению проблемы, дискуссия о ее ре­шении). Эти социальные группировки возникают спонтанно и их действие не направляется и не определяется существующими культурными моделями и нормами. Общество в целом действу­ет, следуя предписанным правилам, толпа — устанавливая контакт (повышенная восприимчивость людей к друг другу, бессоз­нательная откликаемость на настроения, спонтанная готовность к совместным действиям), масса — путем совпадения индивидуальных выборов, а общественность приобретает свой особый тип единства и возможность действовать благодаря достижению какого-то коллективного решения или выработке какого-то об­щественного мнения. Будучи коллективным продуктом, общественное мнение представляет всю общественность в ее готов­ности к действию по решению проблемы и как таковое делает возможным согласованное действие.

Формирование общественного мнения происходит:

· через открытие и принятие дискуссии, когда заинтересован­ные группы (имеющие частную озабоченность относитель­но способа решения проблемы) стремятся оформить и уста­новить мнение остальных, относительно незаинтересован­ных, людей;

· через пропаганду — умышленно направляемая кампания с целью заставить людей принять данную точку зрения, на­строение или ценность.

Появление указанных элементарных коллективных группи­ровок указывает на происходящий процесс социального измене­ния. Они играют важную роль в развитии нового коллективного поведения и новых форм социальной жизни, в формировании нового социального порядка, служат основой для формирова­ния социальных движений, благодаря которым выстраиваются в фиксированные социальные формы новые типы коллективно­го поведения. В своем начале социальное движение аморфно, плохо организовано, т. е. коллективное поведение находится на примитивном уровне. По мере того как социальное движение развивается, оно приобретает организацию, набор обычаев и тра­диций, упрочившееся руководство, социальные правила и соци­альные ценности, способность создать новое устройство жизни.

Социальное движение может вырастать и организовываться с помощью следующих механизмов:

· агитация возбуждает людей и таким образом делает из них возможных сторонников движения; для этого агитация долж­на привлечь внимание людей, взволновать их, пробудить их эмоции, дать этим эмоциям некое направление посредством идей, критики, внушения и обещаний;

· процесс организации чувства сопринадлежности и солидар­ности людей друг с другом, формирование взаимной симпа­тии между сторонниками данного социального движения, что способствует согласованному поведению;

· развитие внутригруппового внешнегруппового отношения:вера членов движения, что их группа справедлива и права, а другие группы беспринципны и злонамерены, служит спло­чению этих членов вокруг своих целей и ценностей. Нали­чие врага в этом смысле очень важно для придания движе­нию целостности и сплоченности;

· использование церемониального поведения и ритуалов; мас­совые митинги, демонстрации, парады, юбилейные церемо­нии, ритуальная атрибутика (лозунги, песни, стихи, флаги, униформа и пр.) способствует развитию и закреплению со­циального движения, а у каждого индивидуального участ­ника этих ритуалов возрастает самооценка, в результате чего он ощущает себя важной персоной, иэто чувство личной значительности оказывается отождествленным с социальным движением как таковым;

· формирование групповой морали, дающей движению посто­янство и определенность: убежденность в правильности и праведности цели движения; вера в конечное достижение движением своей цели; вера в то, что на движение возложе­на некая священная миссия; создание своих «священных книг», таких, как, например, «Капитал» Маркса для комму­нистического движения;

· развитие групповой идеологии — свода учений, в которых формулируются цели и назначение движения, содержится критика существующей системы,, намечаются планы поли­тики, тактики и практической деятельности движения.

Успешное развитие социального движения зависит от указан­ных механизмов, а социальные последствия — от характера соци­ального движения (реформистское или революционное движение).

Таким образом, были проанализированы социальные взаи­модействия на микроуровне (между двумя, несколькими людь­ми, в малых группах, в больших группах, как в неорганизован­ных, так и в организованных социальных движениях).