Основные категории педагогики.

К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свой­ства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в цело­стную систему.

Воспитание — социальное, целенаправленное создание ус­ловий (материальных, духовных, организационных) для усвое­ния новым поколением общественно-исторического опыта с це­лью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория «воспитание» — одна из основных в педаго­гике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в ши­роком социальном смысле, включая в него воздействие на лич­ность общества в целом, и воспитание в узком смысле — как це­ленаправленную деятельность, призванную сформировать систе­му качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении — как решение ка­кой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспита­ние определенных черт характера, познавательной активности и т. д.). Таким образом, воспитание — это целенаправленное фор­мирование личности на основе формирования 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) ми­ровоззрения; 3) поведения (как проявления отношения и миро­воззрения). Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.).

Будучи сложным социальным явлением, воспитание явля­ется объектом изучения ряда наук. Философия исследует онто­логические и гносеологические основы воспитания, формулиру­ет наиболее общие представления о высших целях и ценностях воспитания, в соответствии с которыми определяются его конк­ретные средства.

Социология изучает проблему социализации личности, вы­являет социальные проблемы ее развития.

Этнография рассматривает закономерности воспитания у народов мира на разных стадиях исторического развития, суще­ствующий у разных народов «канон» воспитания и его специфи­ческие особенности.

Психология выявляет индивидуальные, возрастные осо­бенности и закономерности развития и поведения людей, что служит важнейшей предпосылкой для определения способов и средств воспитания.

Педагогика же исследует сущность воспитания, его за­кономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, со­держание, формы и методы.

Воспитание — конкретно-историческое явление, тесно свя­занное с социально-экономическим, политическим и культур­ным уровнем общества и государства.

Развитие каждого человека человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествую­щих поколений.

Развитие — это объективный процесс внутреннего после­довательного количественного и качественного изменения фи­зических и духовных сил человека.

Можно выделить физическое развитие (изменения роста, веса, силы, пропорций тела человека), физиологическое разви­тие (изменение функций организма в области сердечнососудистой, нервной систем, пищеварения, деторождения и пр.), пси­хическое развитие(усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущений, восприятий, памяти, мышления, чувств, воображения, а также более сложных психических обра­зований: потребностей, мотивов деятельностей, способностей, интересов, ценностных ориентации). Социальное развитиече­ловека состоит в его постепенном вхождении в общество, в об­щественные, идеологические, экономические, производственные, правовые и другие отношения. Усвоив эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества. Венцом является духовное развитие человека.Оно означает осмысле­ние им своего высокого предназначения вжизни, появление от­ветственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к по­стоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовно­го развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, психическое, социальное развитие, за свою жизнь и жизнь других людей. Духовное развитие все более при­знается ядром становления личности в человеке.

Способность к развитию — важнейшее свойство личности на протяжении всей жизни человека. Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно происходит в процессе усвое­ния человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу на данном этапе развития.

Может показаться, что воспитание по отношению к развитию вторично. На самом деле их отношения сложнее. В процессе вос­питания человека идет его развитие, уровень которого затем вли­яет на воспитание, изменяет его. Более совершенное воспитание ускоряет темпы развития. На протяжении всей жизни человека воспитание и развитие взаимно обеспечивают друг друга.

Категорию «воспитание» используют широко: передавать опыт, следовательно, воспитывать можно в семье, можно через средства массовой информации, в музеях через искусство, в си­стеме управления через политику, идеологию и т. д. Но среди форм воспитания особо выделяется образование.

Образованиеэто специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития чело­века.Специально организованная образовательная система — это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется пе­редача и прием опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, посредством чего идет управле­ние развитием человека.

Образование в буквальном смысле означает создание обра­за, некую завершенность воспитания в соответствии с опреде­ленной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколенийв виде системы знаний, умений, навыков, отношений.

Образование может рассматриваться в разных смысловых плоскостях:

1. Образование как система имеет определенную структуру и иерархию ее элементов ввиде научных и учебных заведений разного типа (дошкольное, начальное, среднее, средне-спе­циальное, высшее образование, постдипломное образование).

2. Образование как процесс предполагает протяженность во вре­мени, разницу между исходным и конечным состояниями участников этого процесса; технологичность, обеспечиваю­щую изменения, преобразования.

3. Образование как результат свидетельствует об окончании учебного заведения и удостоверении этого факта сер­тификатом.

Образование обеспечивает, в конечном счете, определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, определенный уровень знаний, умений, навыков, его подготовки к тому или иному виду практической деятельности. Различают общее и специальное образование. Общее образова­ние обеспечивает каждому человеку такие знания, умения, на­выки, которые необходимы ему для всестороннего развития иявляются базовыми для получения в дальнейшем специально­го, профессионального образования. По уровню и объему содер­жания как общее, так и специальное образование могут быть начальным, средним и высшим. Сейчас, когда возникает необ­ходимость непрерывного образования, появился термин «обра­зование взрослых», поствузовское образование. Под содержани­ем образования В. С. Леднев понимает «...содержание триеди­ного целостного процесса, характеризующегося, во-первых, ус­воением опыта предшествующих поколений (обучение), во-вто­рых, воспитанием типологических качеств личности (воспита­ние), в-третьих, умственным и физическим развитием человека (развитие)». Отсюда следуют три компоненты образования: обу­чение, воспитание, развитие.

Обучение — конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя) реализуются общественно обусловлен­ные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее вос­питанием и развитием.

Обучениепроцесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся.Как процесс обучение включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) систе­мы знаний, умений, опыта деятельности, и учение (деятельность ученика) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Принципы, закономерности, цели, содержание, формы и ме­тоды обучения изучает дидактика.

Но обучение, воспитание, образование обозначают внешние по отношению к самому человеку силы: кто-то его воспитывает, кто-то образовывает, кто-то обучает. Эти факторы как бы над­личностные. Но ведь сам человек активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сли­вается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобре­тать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

Самовоспитание— это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, безсамовоспитания невозможно. Их следует рассмат­ривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самообразование— это система внутренней самоорга­низации по усвоению опыта поколений, направленной на соб­ственное развитие. Самообучение— это процесс непосредствен­ного получения человеком опыта поколений посредством соб­ственных устремлений и самим выбранных средств.

В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «са­мообучение» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы — воспитание, образование, обучение — лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.

Осуществляя воспитание, образование, обучение, люди в об­ществе вступают между собой в определенные отношения — это воспитательные отношения. Воспитательные отношенияесть разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания,образования, обучения. Воспитательные отношения направлены на развитие человека как личности, т. е. на развитие его самовоспитания, самообразования, самообучения. В воспитательные отношения могут быть включены разноообразные средства: техника, искус­ство, природа. На основании этого различают такие типы воспи­тательных отношений, как «человек — человек», «человек — кни­га — человек», «человек — техника — человек», «человек — ис­кусство — человек», «человек — природа — человек». В струк­туру воспитательных отношений входят два субъекта и объект. В качестве субъектов могут быть педагог и его ученик, педа­гогический коллектив и коллектив учащихся, родители, т. е. те, кто производит передачу и кто усваивает опыт поколений. По­этому в педагогике различают субъект-субъектные отношения. В целях лучшей передачи знаний, навыков, умений субъекты воспитательных отношений используют, помимо слова, какие-то материализованные средства — объекты. Отношения между субъектами и объектами принято называть субъект-объектными отношениями. Воспитательные отношения — это микроклеточ­ка, где внешние факторы (воспитание, образование, обучение) сходятся с внутренними человеческими (самовоспитанием, са­мообразованием, самообучением). В результате такого взаимо­действия получается развитие человека, формируется личность.

ОБЪЕКТ познания — человек, развивающийся врезультате воспитательных отношений. Предмет педагогики — воспита­тельные отношения, обеспечивающие развитие человека.

Педагогика — это наука овоспитательных отношениях, воз­никающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообуче­нием и направленных на развитие человека (В. С. Безрукова). Педагогику можно определить как науку перевода опыта одного поколения в опыт другого.

Воспитание и его закономерности

Воспитание — социальное целенаправленное создание ус­ловий (материальных, духовных, организационных) для усво­ения новым поколением общественно-исторического опыта с Целью подготовки к общественной жизни и производительному труду. Выделяют воспитание в широком социальном смыс­ле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятель­ность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении — как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.). Таким образом, воспитание — это целенаправленное формирование личности на основе формирования: 1) определенных отношений к пред­метам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) по­ведения (как проявления отношений и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физи­ческое, трудовое, эстетическое и т.д.).

Различные типы обществ в разные исторические времена по-разному понимали цель и смысл воспитания. В современную эпоху целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гума­низма, справедливости и имеет научные взгляды на окружа­ющий мир. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности становится основной целью (идеалом) современно­го воспитания.

Различные цели воспитания по-разному определяют и его содержание, и характер его методики.

В Европе, Америке, Японии имеется значительное раз­нообразие теорий и подходов к воспитанию. Первую группу со­ставляют концепции, в которых воспитание рассматривается как более или менее жесткое руководство учащимися, формирова­ние заданных обществом свойств личности. Это можно назвать авторитарной, технократической педагогикой. Воспитательным концепциям второй группы можно дать обобщенное название — гуманистическая школа. В общем, воспитательные системы За­пада базируют свои теории на философии прагматизма, позити­визма, экзистенциализма. Психоанализ и бихевиоризм являют­ся психологической основой большинства воспитательных кон­цепций Запада.

Разработчики технократической авторитарной педагогики исходят из того, что задачей воспитательной системы школы и общества является формирование «функционального» человека — исполнителя, адаптированного к жизни в данной общественной системе, подготовленного к выполнению соответствующих со­циальных ролей. Так, в США эти роли таковы: гражданин, ра­ботник, семьянин, потребитель. Воспитание следует строить на рациональной научной основе, программируя поведение людей и управляя его формированием (Скиннер — Создатель технокра­тической педагогики). Советская педагогика пыталась строитьвоспитание именно как управляемый и контролируемый про­цесс, стремилась определить точные цели, задачи, содержание, методы и формы работы. Представители технократического под­хода на Западе также стоят на позиции, что процесс формирова­ния и воспитания личности должен быть строго направленным и приводить к проектируемым результатам. Однако в этом под­ходе таится угроза манипулирования личностью, опасность по­лучить в итоге человека-функционера, бездумного исполните­ля. Воспитание понимается как модификация поведения, как выработка правильных поведенческих навыков. В основе тех­нократической педагогики лежит принцип модификации пове­дения учащихся в нужном направлении.

Формирование навыков поведения необходимо, но нельзя пренебрегать собственной волей личности, ее сознанием, свобо­дой выбора, целями и ценностями, что и детерминирует соб­ственно человеческое поведение.

Модификационная методика предполагает выработку жела­емого поведения в различных социальных ситуациях с помо­щью «подкрепителей»: одобрения или порицания в разных фор­мах. В модификационной методике нет ничего плохого, если имеется в виду воздействие на сознание, поведение, эмоции че­ловека с целью его развития. Но если модификация поведения приводит к манипуляции личностью, пренебрегает ее интереса­ми, служит внешней адаптации, не апеллируя к собственной воле и свободе, то это носит антигуманный характер. Крайним выра­жением технократического подхода является теория и практика психотропного воздействия на учащихся и взрослых. Воспита­ние с помощью фармакологических препаратов противоречит всем нравственным и юридическим нормам.

Гуманистическаяпедагогика

Модель воспитания, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, развива­лась в 50—60 гг. в США в трудах таких ученых, как Маслоу, Франк, Роджерс, Колли, Комбс и др.

Главными понятиями гуманистической педагогики явля­ются «самоактуализация человека», «личностный рост», «раз­вивающая помощь». Каждый человек представляет собой цель­ное образование, неповторимую личность. Поведение личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней сре­ды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением челове­ка к актуализации — развитию своих природных способностей, поиску своего смысла и жизненного пути. Личность понимает­ся как сложная автономная система, отличающаяся направлен­ностью, волей к положительной деятельности и сотрудничеству. Самоактуализация — это реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полнокровной «хорошей» жизни на выб­ранном и изменяющемся жизненном пути. Это состояние озна­чено у К. Роджерса понятием «полноценно функционирующий человек». В психотерапии и педагогике Роджерса психотерапевт и педагог должен возбудить собственные силы человека для ре­шения его проблем, не решать за него, не навязывать ему гото­вого решения, а стимулировать его собственную работу по лич­ностному изменению и росту, которые никогда не имеют преде­лов. Целью обучения и воспитания должно быть не приобрете­ние знаний как набора знаний, фактов, теорий в пр., а изме­нение личности учащегося в результате самостоятельного уче­ния. Задача школы и воспитания — дать возможность разви­тия, саморазвития личности, способствовать поиску своей ин­дивидуальности, помочь человеку идти к самоактуализации.

Учение, в котором заинтересован ученик, где есть не просто накопление фактов, а изменение ученика, его поведения, его «Я-концепции», Роджерс назвал «значимым для человека учением» и считал, что только таковым оно и может быть. Он определял следующие условия, при которых оно может состояться:

1. Ученики решают в процессе учения проблемы, интересую­щие и значимые для них.

2. Педагог чувствует себя по отношению к ученикам конг­руэнтно, т. е. проявляет себя таким человеком, как он есть, выражая себя свободно.

3. Педагог проявляет безусловное положительное отношение к ученику, принимает его таким, каков тот есть.

4. Педагог проявляет эмпатию к ученику, способность про­никать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой.

5. Педагог играет роль помощника и стимулятора значимого учения, должен создать психологический комфорт и свобо­ду ученика, т. е. учение должно быть центрировано на уче­нике, а не учебном предмете. Воспитатель в рамках гумани­стической педагогики должен побудить учащихся к нрав­ственному выбору, предоставив материал для анализа. Ме­тодами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, об­суждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов. Для родителей и педагогов ученые гуманистической школы пред­лагают такие приемы в общении с ребенком: «Я-высказывание», активное слушание, безусловная любовь к ребенку, по­ложительное внимание к нему, контакт глаз, физический контакт.

Педагогические закономерности воспитания - это адекватное отражение объективной действительности воспитательного про­цесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при лю­бых конкретных обстоятельствах.


Можно выделить следующие закономерности (П. И. Пидкасистый, 1996):

· воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Мера егоусилий должна соответствовать мере его возможностей.
Любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие — через физические упражнения,нравственное — через постоянную ориентацию насамочувствиедругого человека, интеллектуальное — через мыслительную активность, решение интеллектуальных задач.

· содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуаль­ными потребностями ребенка. Опережая актуальные потреб­ности, педагог рискует встретить сопротивление и пассив­ность детей. Если не учитывать возрастные изменения по­требностей ребенка, то процесс воспитания затрудняется и нарушается;

· соблюдение пропорционального соотношения усилий ребен­ка и усилий педагога в совместной деятельности: на началь­ном этапе доля активности педагога превышает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает, и на заклю­чительном этапе ребенок все делает сам под контролем пе­дагога. Совместно-разделенная деятельность помогает ребен­ку ощутить себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности. Хо­роший педагог чувствует границы меры собственного учас­тия в деятельности детей, умеет отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор;

· только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения, благоприятно развива­ется. Поэтому воспитание включает в свое содержание де­монстрацию любви в адрес ребенка, умение понять, помочь ребенку, простить его оплошности, защитить;

· организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каж­дый ребенок. Ситуация успеха — это субъективное пережи­вание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом. Положительное подкрепление — самое общее условие создания ситуации успеха;

· воспитание должно носить скрытый характер, дети не дол­жны чувствовать себя объектом приложения педагогических нравоучений, не должны постоянно осознавать свою под­верженность продуманным педагогическим влияниям. Скрытая позиция педагога обеспечивается совместной деятельно­стью, интересом педагога к внутреннему миру ребенка, пре­доставлением ему личностной свободы, уважительным и де­мократичным стилем общения;

· целостность личности предписывает педагогам целостность
воспитательных влияний.

Принципы — общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.

Выделяют следующие основные принципы (П. И. Пидкасистый):

· первый принцип воспитания, вытекающий из цели вос­питания и учитывающий природу воспитательного про­цесса, — ориентация на ценностные отношения — посто­янство профессионального внимания педагога к формирую­щимся отношениям воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни — добру, истине, красоте. Ус­ловием реализации принципа ориентации на ценностные от­ношения выступают философская и психологическая подго­товка педагога;

· второй принцип воспитания — принцип субъектности: пе­дагог максимально содействует развитию способности ре­бенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и ми­ром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмыслен­ный выбор жизненных решений. Принцип субъектности ис­ключает жесткий приказ в адрес детей, а предполагает совместное с ребенком принятие решения, чтобы ребенок сам осмыслил: «Если ты сделаешь то-то, тебе будет ..., другим будет .... Ты этого хочешь? Это будет правильно?»;

· третий принцип воспитания вытекает из попытки со­гласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповторимой личности каждого ребенка. Этот принцип гла­сит — принятие ребенка как данность, признание за ребен­ком права на существование его таким, каков он есть, ува­жение к его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, признание ценности его личности, сохранение по отношению к каждо­му ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, по­ложения, способностей, уважения к его личности. Границы принятия данности существуют: они отражены в двух «Нельзя»: «нельзя посягать на другого человека» и «нельзя не работать, не развивать себя», — эти»запреты безусловны и категоричны для человека современной культуры.

Союз трех принципов воспитания придает воспитанию гармо­нически сочетающиеся характеристики: философическую, диало­гическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов со­временного воспитания невозможна в оторванности от других.

Методы воспитательного воздействии — это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельнос­ти, общении воспитанников с педагогом-воспитателем.

Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Ме­тод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспи­тателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога.

Для практической работы педагога больше всего подходит следующая классификация методов воспитания:

· методы убеждения, с помощью которых формируются взгля­ды, представления, понятия воспитуемых, происходит опе­ративный обмен информацией (внушение, повествование, ди­алог, доказательство, призывы, убеждение);

· методы упражнений (приручении), с помощью которых орга­низуется деятельность воспитуемых и стимулируются пози­тивные ее мотивы (различные виды заданий на индивиду­альную и групповую деятельность в виде поручений, требо­ваний, состязания, показа образцов и примера, создание си­туаций успеха);

· методы оценки и самооценки, с помощью которых произ­водится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их по­ведения (критика, поощрение, замечания, наказания, ситуа­ции доверия, контроля, самоконтроля, самокритики).

Формы воспитания — способы организации воспитательногопроцесса, способыцелесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термин «воспитательное мероприятие», «организационные формы воспитания». Мероприятие — организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей. В педагогической литературе единого подхода к класси­фикации форм воспитательной работы нет. Наиболее рас­пространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовые формы (участие всего класса), кружковая-групповая и индивидуальная формы. Заслуживает внимания подход к определению форм воспитательной работы, связанный с направле­ниями воспитательной деятельности, например, для организа­ции познавательно-развивающей деятельности учащихся более подходят такие формы, как викторина, аукцион знаний, конкурс знатоков «Что? Где? Когда?», конкурс проектов, деловые игры, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров и т. п.

При осуществлении задач нравственного воспитания могут применяться такие формы, как диспуты, круглый стол, беседа на этические темы, телемосты, акции милосердия, литературно-музыкальные композиции и т. п. Для каждого детского кол­лектива следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации вос­питательного процесса, тем он эффективнее. В основе выбора форм воспитательной работы должна находиться педагогичес­кая целесообразность.

Когда речь идет о специально организованной воспита­тельной деятельности, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность. Вот почему в некоторых пособиях по педагогике воспита­ние традиционно определяется как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с це­лью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств.

Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию, или же быть нейтральным. Только при условии, что воспитатель­ное воздействие вызывает у личности внутреннюю положи­тельную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффек­тивное развивающее и формирующее влияние.

Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организа­ции и стимулирования разнообразной деятельности формируе­мой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Указанный подход к трактовке развития личности получил название деятельностно-отношенческой концепции воспита­ния. Сущность этой концепции, как показано ранее, состоит в том, что, только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность (отношение) в этой деятель­ности, можно осуществлять его действенное воспитание. Безорганизации этой деятельности и формирования положительно­го отношения к ней воспитание невозможно. Именно в этом со­стоит глубинная сущность этого сложнейшего процесса.

В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осу­ществлению самовоспитания.

Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со спо­собностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт че­ловечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами раз­вития человека являются самовоспитание, самообразование, са­мообучение, самосовершенствование.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассмат­ривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек можетсамообразовываться.

Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение — это процесс получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и са­мим выбранных средств.

В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «са­мообучение» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы — воспитание, образование, обучение — лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.

Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно по­ставленными целями, сложившимися идеалами и убеждения­ми. Самовоспитание предполагает определенный уровень раз­вития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками дру­гих людей. Отношение человека к своим потенциальным воз­можностям, правильность самооценки, умение видеть свои не­достатки характеризуют зрелость человека и являются предпо­сылками организации самовоспитания.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство (добровольное задание самому себе осоз­нанных целей и задач самосовершенствования, решение сфор­мировать у себя те или иные качества); самоотчет (ретроспек­тивный взгляд на пройденный за определенное время путь); ос­мысление собственной деятельности и поведения (выявлениепричин успехов и неудач); самоконтроль (систематическая фик­сация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком це­лей, программы действий, контроля за выполнением програм­мы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

Самоопределение представляет собой сознательный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравствен­ных норм, профессии, условий жизни.

К методам самовоспитания относятся: 1) самопознание; 2) са­мообладание; 3) самостимулирование.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, са­мооценивание, самосравнение.

Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование предполагает: самоутверждение, само­ободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.