ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВЫ 2

1. В микросоциологии семьи выделяются три ведущих теоретичес­ких подхода — символический интеракционизм, теория обмена и эт-нометодология, а также психоаналитическая теория и социометрия как теоретическая основа психодрамы (два последних подхода явились ос­новой практической социологии семьи, семейно-групповой терапии и социальной работы с семьями). В отличие от теорий структурного функционализма и теорий конфликта страт и классов, составляющих сердцевину макросоциологии семьи, микросоциологические теории сосредоточиваются на отдельных сторонах семьи как микрообъекта, т.е. на социальных взаимодействиях, интеракциях малой группы — се­мьи. Различие между микросоциологическими теориями проводится в зависимости от особенностей их объектов — по тем или иным аспек­там семейного поведения, жизненного цикла семьи и психологическо­го климата семьи.

2 Предтечей эмпирического, группового подхода к изучению се­мьи в XIX веке стал Фредерик Ле Пле, сосредоточивший внимание на том, что делает семья, и предложивший в качестве модели реального поведения семьи исследование жизненной истории и бюджетов семьи. Ле Пле первым из западных социологов обратил внимание на то, что либерально-демократическая традиция эмансипирует личность от се­мьи, тем самым способствуя тоталитаризму. Исходной клеточкой со­циальной науки должна стать семья, а не индивид. В XX веке Эрнст Берджесс определил семью как «единство взаимодействующих лично­стей» и выдвинул тезис о переходе семьи-института к семье-товари­ществу.

3. Макс Вебер (1864—1920),основатель символического интерак-ционизма, определял социологию как науку, имеющую своим предме­том субъективные значения индивидов, их мотивы и личностные оп­ределения социальных ситуаций. Эта теоретическая парадигма проти­востоит подходу Эмиля Дюркгейма (1858—1917), прародителя структур­ного функционализма, утверждавшего что социология должна изучать внешние по отношению к индивидам и их поведению социальные фак­ты, а также подходу Карла Маркса (1818—1883), рассматривавшего об­щество в терминах отношений людей к средствам производства и в связи с вытекающими отсюда классовыми конфликтами. Символический интеракционизм фокусируется на действиях людей, на том, как они


создают, используют и передают символы разного рода. Символы за­мещают определенные предметы и явления и в качестве значений че­ловеческих действий служат основой общения, процесса интеракции. Дж. Г. Мид выделял игру ролей, принятие роли другого, значимого дру­гого, генерализованного другого как ключевые моменты формирова­ния Я, становления личности в ходе семейной социализации детей. Знаменитая формула У. Томаса «если ситуация определяется как ре­альная, она реальна по своим последствиям» раскрывает суть интер­претации межличностных взаимодействий, в том числе в семье.

4. Теория обмена позволяет рассматривать семейные процессы
сквозь призму обмена ценностями. Можно социальный статус обме­
нять на молодость (брак по расчету), любовь на уют, красоту на пре­
стиж и т. д. Дж. Хоманс подчеркивает, что теория работает, когда ожи­
дания обменивающихся сторон оправдываются, если же они наруша­
ются, то возникающие конфликты не поддаются описанию. Поэтому
данный подход применяется, как правило, к брачному выбору, в обла­
сти мотивов супружества, брачного рынка, и не может использоваться
в анализе ситуаций развода и распада брака.

Г. Беккер попытался расширить зону приложения теории обмена в ее микроэкономической версии при анализе репродуктивных решений супругов. Но и здесь возможности оказались ограниченными, т. к. дети интерпретируются как «товары длительного пользования», приобрета­емые на метафорическом рынке в зависимости от уменьшающегося постоянно соотношения издержек и выгод.

5. Эт но методология или феноменологическая социология требует
отнестись к изучению современности как к исследованию иной, неве­
домой культуры с точки зрения анализа интерпретационной деятель­
ности, существующей внутри этой культуры. В этом смысле сама со­
циология семьи оказывается разновидностью интерпретации семейной
реальности наряду с общежитейским ее толкованием. Метод этно-
методологической редукции требует находить влияние стереотипов
здравого смысла, например, в научных трактовках рождаемости. Экс­
периментальный метод «гарфинкелинга» направлен на привнесение в
привычные повседневные ситуации того, что разрушает устоявшийся
и потому не замечаемый ход общения.

6. В психоаналитической социологии помещение в центр внима­
ния не абстрактного индивида — частицы социума, а сформированно­
го семьей и живущего в семье семейного человека реализует гуманис­
тическую ориентацию науки. Психоанализ вызвал при своем появле­
нии негодование не призывами к революционной переделке общества,
как это случилось с марксизмом, а теоретическим осмыслением всем
давно известного из приватного опыта, но в терминах «неприличной»


символики. До сих пор остается воинственной критика психоанализа со стороны феминистической теории за его якобы сугубо мужской под­ход, хотя в основе этой критики лежит присущее психоанализу не «муж­ское», а семейное мышление, вызванное тем, что создание психоана­лиза пришлось на пору широкого распространения многодетной се­мьи и ведущей роли социокультурных норм семейности и семейного образа жизни.

Психоаналитическая социология сильна своей терапевтической стороной и в широком смысле может рассматриваться как база пере­оценки ценностей общества посредством переориентации индивидуаль­ных ценностей. Большой интерес к социологизации фрейдовской тео­рии проявили Т. Парсонс и другие ученые. Элтон Мейо, родоначаль­ник современной «теории человеческих отношений» в индустриальном производстве, увидел именно в семейных отношениях традиционной семьи аналог той теплоты первичных связей и неформальных уз, ко­торую он вознамерился внедрить в формальную организацию. Футу­ролог А.Тоффлер поместил в центр общества будущего семейное до-мопроизводство, электронную семью, соединяющую в себе благодаря компьютеризации место работы, учебы и отдыха.

7. Социометрия и психодрама, созданные Дж. Морено как науч­
ный метод преобразования социальных отношений в противовес ре­
волюционному методу Маркса, фокусируются на активной роли лю­
дей. Они разрабатываются в пику социологическим опросам, как яко­
бы «оскорбляющим» человеческое достоинство, сосредоточиваясь на
«исследовании действием», на «спонтанности» участников социодра-
матического процесса. Психодрама и социодрама с помощью социо­
метрической диагностики семейных отношений способны привести в
соответствие систему социальных ролей семьи с системой межлично­
стных чувств и ролей и тем самым уменьшить диссонанс между ними
Если медицине удалось найти причину эпидемий в опасных микробах,
то и социологическая медицина, социатрия, благодаря микроскопичес­
ки направленному социометрическому исследованию выявляет соци­
альных «микробов» семейной структуры и посредством терапии укреп­
ляет семейные отношения. Однако возможности социометрии действия
не стоит преувеличивать даже, например, в профилактике разводов.

8. В русской социологии семьи можно проследить зачатки нынеш­
них теорий макроскопического и микроскопического характера, и это
наблюдается в работах ее наиболее ярких представителей Н. К. Ми­
хайловского, М. М. Ковалевского, В. М. Бехтерева, Александры Кол-
лонтай и П. А. Сорокина, поставившего точный диагноз институту
семьи еще в начале XX века. Кризис семьи как автономной целостно­
сти ведет к ее распаду на три части, на три союза — родителей и детей,


супругов и хозяйственного союза, каждый из которых ослабляется в связи с кризисом «чувственной культуры» нашей цивилизации. П. А. Сорокину удалось показать роль семьи как регулятора социальной мо­бильности и уменьшения значения «семейного теста» в связи с новы­ми институтами «селекции». В работах П. А. Сорокина много образ­цов мастерской типологизации изучаемых явлений и выделения их при­знаков, позволяющих осуществить эмпирический анализ.