КНИГИ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

АНТОНОВА И , МЕДКОВ В. М. Социология семьи. М., 1996. Мно­гие термины и положения, используемые в этом учебнике, авторами разъясняются подробно, и этот учебник следует рассматривать в ка­честве первого тома по курсу социологии семьи, а настоящее пособие — как второй том, как продолжение курса

БЕРГЕР П. Приглашение в социологию. М , 1996. Прекрасное вве-


дение в феноменологическую социологию, в методологию социологи­ческого понимания человека и общества.

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ М., 1978. Это первое, переведенное на русский язык изложение англий­скими учеными феноменологической ориентации в социологии, доволь­но-таки трудно воспринимаемое, но необходимое для освоения дан­ного курса.

МАЦКОВСКИЙ М С. Социология семьи: проблемы теории, ме­тодологии и методики М , 1989. В монографии представлена система категорий и понятий, используемых в теоретических и прикладных ис­следованиях семьи, показаны пути конструирования специальных те­орий брачно-семейных отношений, обсуждается процесс операциона­лизации понятий и построения системы переменных. Эта книга будет часто упоминаться на страницах данной книги.

ПЭНТО Р., ГРАВИТЦ М. Методы социальных наук. М., 1972 Эн­циклопедического характера книга профессоров Парижского универси­тета, в которой огромный раздел отведен методу анализа документов.

СОЦИОЛОГИЯ. Отв. ред.Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев М., 1995 Учебник для вузов с большими разделами по структуре социологичес­кого знания и по типам социологических теорий, по методам социо­логии

ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛО­ГИЮ Отв. ред. Ю. М Жуков и др. М., 1994. В книге имеется содержа­тельный раздел по характеристике качественных методов исследова­ния, а также по гуманистической экспертизе.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Существует ли семья? Может быть, «семья» лишь слово, удобное
для объединения разного рода образов и представлений, связанных с
браком, рождением детей и разводом? Семья, чем она является на са­
мом деле, действительно ли семья специфический объект изучения в со­
циологии? Семья в прошлом, настоящем и будущем — это одно и то же,
или речь идет о разных сущностях? Является ли объединение людей в
семью специфическим по форме и характеру ассоциации, т. е. отличаю­
щимся от других объединений и групп, не сводимым к каким-либо уже
имеющимся типам и видам социальных общностей? Если это так, то
какие специфически семейные различия не сводятся к социальным раз­
личиям «мужчина — женщина», «взрослый — ребенок», и т. п.?

2. Какое семейное сходство не укладывается в близость по соци­
альному классу, статусу, образованию и т. д.? Можно ли выводить из


специфики выполняемых семьей в обществе функций специфику са­мой семейной ассоциации?

3. Если общая социология изучает роль семьи в социуме и соци­
альной структуре, нужно ли тогда выделять особую социологию семьи?

4. Если сплоченность семьи подчиняется тем же законам, что и
совместимость членов рабочих бригад, экипажей самолетов или фут­
больных команд, то стоит ли говорить о микросоциологии семьи? Если
же семейные взаимодействия нельзя свести исключительно к группо­
вым интеракциям, тогда выходит, что только микросоциология семьи
не отражает общую социологию?

5. Должна ли микросоциология применяться лишь к изучению
традиционной семьи и традиционного брака, если заключение брака и
брачных отношений регулируется «институционально», т. е. как бы без
учета чувств, решающей роли сердечных влечений, и в соответствии с
институциональными нормами и процедурами, присущими обществам
прошлого?

6. В каком смысле можно говорить о макро- и микроуровнях ана­
лиза семьи, о макро- и микротеориях?

7. Какая дисциплина может считаться идеалом инструментально­
го подхода? Возможна ли самостоятельная наука, сознательно прибе­
гающая к заимствованиям из других наук для объяснения причин изу­
чаемых ею явлений, исходя из принципиальной неспособности соб­
ственных познавательных инструментов и средств для этого?

8. Являются ли стереотипные интерпретации семейных событий,
по сути своей, «инструментальными»?

9. Может ли индивид считаться единицей анализа семьи? Как можно
схематически представить историческое смещение внимания соци­
альных институтов с традиционной семьи на нуклеарную, на супру­
жескую пару и т. д.?

10. Что предлагается методологией науки взамен противопоставле­
ния количественного подхода качественному?

И. В чем различие подходов социолога и клинициста?

12. Какова суть социологического измерения семейных явлений?

13. Возможна ли феноменологическая социология семьи?

14. Соблюдение каких методологических требований позволяет из­
бежать крайностей в объяснении семейных феноменов?