ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

"Историю цивилизации можно выразить в шести словах: чем больше знаешь, тем больше можешь". Э. АБУ (828--885), французский писатель. Древние цивилизации Европы Что такое древнегреческий полис -- город, государство или община? Былали экономика в Древней Греции рыночной? Какие ценности жители Древней Элладыпринесли на завоеванные земли? За что мы ценим древнеримское право? ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ: Соотношение цивилизационного и формационногоподходов к изучению прошлого, ценности Запада. Не умаляя значения иных древних цивилизаций, мы все-таки должныпризнать, что особое влияние на историю народов Европы оказали ДревняяГреция, эллинистические государства и Древний Рим. Их история, богатаясобытиями и довольно подробно описанная и изученная, во многом известна ивам. Однако вряд ли будет лишним еще один взгляд на нее с точки зрениядвижения человечества к современной цивилизации. Чем обогатили эти древниецивилизации человечество? Почему память о них сохраняется в веках, а интереск ним не уменьшается с течением времени? ЗАРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В Греции в VIII--VI вв. до н. э.развились социально-экономические и политические явления, придавшиеантичному обществу определенную специфику по сравнению с другимицивилизациями: классическое рабство, система денежного обращения и рынок,полис -- основная форма политической организации, идея суверенитета народа идемократическая форма правления. Тогда же были разработаны и основныепринципы морали, эстетические идеалы, оказавшие воздействие на весь античныймир. Наконец, в тот период зародились важнейшие WBk VH ЯМ ШШ ^ш mm* на элементы античной культуры -- наука и философия, главные жанрылитературы, театр, ордерная архитектура, спорт. Стремительный подъем, подготовленный предыдущим развитием хозяйства,имел разнообразные последствия для общества. Рост производительности трудаблагодаря использованию железных орудий в сельском хозяйстве и ремеслепривел к увеличению избыточного (сверх необходимого для производителя)продукта труда. Из сельского хозяйства высвобождалось все большее числолюдей, что обеспечивало быстрый рост ремесла. Обособление ремесла отсельского хозяйства повлекло за собой регулярный обмен между ними, инымисловами -- появление рынка не как места, куда со всей Греции свозилисьтовары, а как регулярных торговых связей между областями и районами страны.Развитие торговли требовало такого продукта, который мог бы играть рольвсеобщего эквивалента, легко обмениваться на другие продукты труда. Такимэквивалентом стали деньги. Первоначально функцию денег выполнял скот,позднее -- монеты из металла, которые можно было обменивать на другиепродукты по определенному счету. Несмотря на то что в архаический период Греция не представляла собойединого государства, регулярные торговые связи между отдельными полисамиприводили к постепенному формированию этнического самосознания: грекиначинали осознавать себя единым народом -- эллинами, отличным от других --неэллинов. Одним из проявлений самосознания эллинов были проводившиеся с 776г. до н. э. знаменитые Олимпийские игры, на которые допускались толькоэллины. Основной чертой нравственного сознания древнегреческого общества тогопериода было соединение чувства коллективизма и состязательного начала.Существование отдельного человека вне рамок общины, полиса было невозможно,поэтому высшая доблесть гражданина состояла в защите своего полиса. "Сладковедь жизнь потерять, среди воинов доблестно павши, храброму мужу в бою радиотчизны своей",-- писал спартанский поэт Тиртей. А принцип состязательностивоплощался в стремлении как можно лучше послужить полису. К VIII--VI вв. до н. э. относится появление совершенной архитектуры,главным образом общественной. Все силы общества были обращены намонументальные культовые сооружения, прежде всего храмы покровителей общины.Для полисного мировоззрения было характерно представление об особой связиполиса с определенным божеством-покровителем. Общегреческое значение имелилишь святилища в Дельфах и Олимпии. Обычай приношения даров в храмыспособствовал тому, что по- следние сосредоточивали лучшие произведения искусства, а их территорияслужила чем-то вроде музея. Величайшим достижением греческой культуры той эпохи явилось созданиеалфавитного письма. Преобразуя финикийскую слоговую систему письменности,греки создали свой алфавит. Для того чтобы овладеть письмом и счетом, ненужны были годы упорного труда. Произошла демократизация системы обучения,позволившая сделать грамотными практически всех свободных жителей Греции.Овладение грамотой давало возможность пользоваться письменными способамипередачи информации, знакомиться с трудами литераторов и ученых. Особое значение для всей европейской культуры имело возникновениефилософии -- принципиально нового подхода к познанию мира и человека,коренным образом отличавшегося от мифологии. Постановка проблем, опора начеловеческий разум как средство познания, ориентация на поиски причин всегопроисходящего в мире в нем самом, а не вне его существенно отличалифилософский подход к миру от религиозно-мифологических воззрений. Можно согласиться с мнением ученых, связывающих возникновение философиис общественным опытом гражданина раннего полиса. Мир полиса, отношения в нем-- вот та модель, которая лежала в основе представлений греческих философово большом мире -- космосе. В зародившейся философии складывались противоположные подходы к решениюважнейших вопросов устройства мира. Так, мыслители натурфилософскогонаправления (лат. natura -- природа) искали первооснову мира в самойприроде, а не в божестве или идее. Они стремились раскрыть взаимосвязьявлений и показать развитие мира. Их философия быластихийно-материалистической и диалектической. Другое направление философии представляли пифагорейцы, последователиизвестного математика Пифагора. Основой основ пифагорейцы считалиматематику. Они полагали, что количество, форма определяют сущность всего.Постепенно они стали отождествлять вещи с числами, лишив вещественный мирматериального содержания. Превращенное в абсолют число, по мнениюпифагорейцев, и составляет сущность мира. Важнейшие завоевания цивилизации периода архаики были развиты в периодклассической Греции (от рубежа VI--V вв. до н. э. до 338 г. до н. э.). Вэтих творениях духа проявлялась своеобразная черта античной Греции --формирование этнического самосознания эллинов.