ЭТИКА НАУКИ

В науке, как и в любой области человеческой жизнедеятельности,взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из нихподчиняются определенной системе этических (нравственных) норм,определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считаетсянепозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Эти нормыможно разделить на три группы. К первой относятся общечеловеческие требования и запреты, такие, как"не укради", "не лги", приспособленные, разумеется, к особенностям научнойдеятельности. Скажем, в науке как нечто подобное краже расцениваетсяплагиат, когда человек выдает научные идеи, результаты, полученные другим,за свои. Особенно это актуально в наше время, когда приходится дажесоздавать специальные законодательные акты, защищающие права автора. Этимзанимается специальная отрасль гражданского права-- авторское право. Ко второй группе относятся этические нормы, которые служат дляутверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей.Примером таких норм является бескорыстный поиск и отстаивание истины. Широкоизвестно изречение Аристотеля: "Платон мне друг, но истина дороже", смыслкоторого заключается в том, что в стремлении к истине ученый не долженсчитаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими бы то ни былоиными не научными соображениями. История науки с благодарностью чтит именалюдей, которые не отреклись от своих научных убеждений перед лицомтяжелейших испытаний и даже самой смерти. Вспомните трагическую судьбувыдающегося советского ученого Н. И. Вавилова, умершего от голода и болезнейв саратовской тюрьме. Именно ему принадлежат слова: "Мы на крест пойдем, аот своих убеждений не откажемся". К третьей группе относятся нравственные правила, которые касаютсявзаимоотношений науки и ученого с обществом. Этот круг этических норм частообозначают как проблему свободы научного поиска и социальной ответственностиученого. Проблема социальной ответственности ученого имеет глубокиеисторические корни. На протяжении веков, со времени зарождения научногопознания, вера в силу разума сопровождалась сомнениями: как будут использованы его творения? Является ли знаниесилой, служащей человеку, и не обернется ли оно против него? Сегодня, когда столь остро встали проблемы неоднозначности, а порой иопасности социальных последствий научных исследований, эти вопросы особенноактуальны. Обратимся к примеру. Среди областей научного знания специфическое место занимают геннаяинженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследованиячеловека. Неоспоримые достижения этих наук сочетаются с растущей длячеловечества опасностью непродуманного или злонамеренного использования ихметодов и открытий, способных привести к появлению так называемыхорганизмов-мутантов с совершенно новыми наследственными признаками, ранее невстречавшимися на Земле и не обусловленными эволюцией человека. Именнопоэтому, к примеру, суд в ФРГ запретил концерну "Хехст" достраиватьустановку по производству инсулина с помощью генно-инженерной технологии,хотд концерн уже вложил в нее 600 млн долларов. Формулировка суда быласледующей: "Генная инженерия представляет собой новое качество в технологии,связанное с риском для человеческого существования, который не может бытьадекватно оценен в настоящее время". Подобные опасения заставили в 1975 г. ведущих ученых мира добровольнозаключить мораторий на целый ряд исследований в данной области. Развитие генной инженерии и близких к ней областей знания потребовалоиначе осмыслить связь свободы и ответственности в деятельности ученых. На протяжении веков многим из них не только словом, но и деломприходилось утверждать и отстаивать принципы свободного научного поискаперед лицом невежества, фанатизма, суеверий. Сегодня идея неограниченнойсвободы исследований, которая была, безусловно, прогрессивной прежде, уже неможет приниматься безоговорочно, без учета социальной ответственности. Ведьесть ответственная свобода и есть принципиально отличная от нее свободнаябезответственность, чреватая при современных и будущих возможностях наукивесьма тяжелыми последствиями для человека и человечества.