РОЛЬ РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

По данным американского института Гэллапа, в 2000 г. верили в Бога и"высшее существо" 95% жителей Африки, 97% -- Латинской Америки, 91% -- США,89% -- Азии, 88% -- Западной Европы, 84% -- Восточной Европы, 42,9% --России. Эти данные свидетельствуют о широком распространении религии. Значительно возросло влияние религии в нашей стране. По телевидению мынередко видим богослужения, происходящие в церквах, освящение зданий,кораблей, предприятий. По радио и в концертных залах звучит церковнаямузыка. Восстанавливаются многие ранее разрушенные церкви и монастыри.Увеличилось количество тех, кто, например, в христианстве прошел через обрядкрещения. Появились газеты и журналы, являющиеся официальными печатнымиорганами церквей. В некоторых негосударственных школах появился новыйпредмет -- Закон Божий. Работают учебные заведения, где готовятсвященнослужителей . Мы уже говорили о том, что в наши дни религиозная деятельность обрелановый размах и новые формы. Почему? Начнем с характеристики воздействиярелигии на духовную жизнь человека, прежде всего на нравственность.Проповедь абсолютных (вечных и неизменных) нравственных ценностей былахарактерна для всех религий мира и осталась актуальной в наш полный зла инасилия век. В Коране записано: "Что вы издерживаете из блага, то --родителям, близким, сиротам, бедным путникам. Ведь что бы вы ни делали издобра -- поистине Аллах про то знает". Поражает мудрость заповедей вНагорной проповеди Христа: "Всякий, гневающийся на брата своего напрасно,подлежит суду", "Когда творите милостыню, не трубите об этом". Как вы понимаете смысл каждой из этих заповедей? Какое нравственноесодержание заключено в них? Приведенные нравственные правила не только не утратили своего значения,но и приобрели новый глубокий смысл, так как обращены к внутреннему,духовному миру человека. С их помощью люди, уставшие от социальныхкатастроф, могут заглянуть в себя и еще раз задуматься о смысле своей жизни.Да и служители культа способствуют тому, чтобы человек пришел поразмыслитьименно в храм: они находят время для неспешной беседы, умеют слушать, помочьсоветом и делом. Они часто обращаются со словами утешения даже к самым"потерянным" слоям общества -- преступникам. Во все времена одним из главных факторов, поддерживавших религиозность,был страх, растерянность человека перед лицом смертельной опасности,неразрешимых проблем. Часто неизлечимо больные, одинокие, отчаявшиеся люди ищут утешения вБоге, начинают верить в чудеса. Церковь не оставляет своим вниманием и этихлюдей. Она проявляет истинное милосердие. Так, в одной из московских больницработают прихожане и священнослужители Богоявленского кафедрального собора,они ухаживают за тяжелобольными. Особенно возрастает влияние церкви в переломные моменты истории: когдастарые идеалы общества утрачивают свою ценность, а новые еще не успеваютзакрепиться, на помощь приходит религия со своими вечными нравственнымизаповедями. Так было в начале 80-х годов XX в. в Польше, когда с обострениемкризиса в стране значительно увеличился приток верующих в костелы. Сейчасэто происходит и в нашей стране, причем небывалый интерес к религиинаблюдается среди различных слоев населения. Правда, этот рост интереса к религии носит скорее количественный, чемкачественный характер, так как посещать храмы стало модным и престижным, аиногда и политически выгодным. Подумайте, в чем это выражается, приведитепримеры. Религия издревле была носительницей культурных ценностей, она самаявляется одной из форм культуры. Величественные храмы, мастерски выполненныефрески и иконы, прекрасные литературные и религиозно-философскиепроизведения, церковные обряды, нравственные заповеди чрезвычайно обогатиликультурный фонд человечества. Среди них -- соборы Василия Блаженного иПарижской Богоматери, рублевская Троица и фрески Симона Ушакова, труды В. С.Соловьева, Н. А. Бердяева, П. А. Флоренского, Библия и Коран, обрядыкрещения и венчания и т. д. Далее обратимся к политической жизни общества. Несмотря на отделениецеркви от государства, во многих странах сохраняются позиции религии вполитической практике, например, присяга на Библии в суде и при вступлениина некоторые должности (на должность президента США). В американскихвооруженных силах имеются военнослужащие-капелланы (священники католическойцеркви). Означает ли сказанное выше, что религия на всех этапах жизни общества иорганически связанная с нею религиозная деятельность играли толькоположительную роль? Такой вывод был бы неправилен. В религиознойдеятельности прошедших веков были и фанатизм, отрицавший саму возможностьвыслушать инакомыслящих или инаковерующих, религиозные войны, направленныена подчинение или уничтожение иноверцев, инквизиция, представлявшая собойжесточайшее преследование тех, кого деятели церкви подозревали в отходе отцерковного вероучения. Далеко не все религиозные деятели дали образец выполнения тех моральныхзаповедей, которые содержатся в священных книгах. В настоящее время вокругрелигии и религиозной деятельности вертится немало шарлатанов, спекулирующихна суевериях, и даже экстремистов. Достаточно вспомнить деятельностьпечально известной японской секты "Аум Сенрике". Таким образом, исторический путь религиозной деятельности неоднозначен: он содержит в себе и положительные, и отрицательные стороны. Противоречива и роль религии в современном мире. Одной из наиболееострых проблем, истоки которой восходят еще к Средневековью, являетсяпроблема религии и войны. "Священной", "угодной Богу" провозгласилипротивоборствовавшие Иран и Ирак войну 1980 г., в которой погибли тысячилюдей. Или вот другой пример. В 80-х годах возникло движение сикхов(индийская религиозная община) за создание национального государстваХалистан. В борьбе за претворение в жизнь этой идеи они прибегли корганизации политических убийств. Жертвами сикхских террористов стали ни вчем не повинные граждане, религиозные и общественные деятели. В числе ихчудовищных злодеяний -- убийства премьер-министров Индии Индиры и Рад-живаГанди. Подчас церковь вмешивается в государственные дела, желая укрепитьконсервативные традиции. Так, в избирательной кампании 1988 г. в СШАактивное участие принимали религиозные фундаменталисты, ратовавшие завведение обязательных молитв в школах, запрет абортов, ограничениеполитической активности женщин. Воздействие религии на личность противоречиво: с одной стороны, онапризывает человека к соблюдению высоких нравственных норм, приобщает ккультуре, а с другой -- проповедует (по крайней мере, это делают многиерелигиозные общины) покорность и смирение, отказ от активных действий. Вотдельных случаях (как в ситуации с сикхами) она способствует агрессивностиверующих, их разъединению и даже противоборству. Но здесь дело, видимо, нестолько в религиозных положениях, сколько в том, как они поняты людьми.